Уроки французской революции
Жан Виктор Шнетц, «Сражение за ратушу 28 июля 1830 г.»

В XVI веке в Европе началась Реформация, целью которой было обращение христианства к его первоистокам и возвращение Библии верующим. Несмотря на жёсткое сопротивление и преследования протестантизм завоевал прочные позиции в Европе. Но не во Франции — французская Реформация захлебнулась в крови.

После Варфоломеевской ночи, когда в Париже были уничтожены тысячи сторонников Реформации (гугенотов), резня в провинциях продолжалась ещё два месяца. В Риме по поводу уничтожения десятков тысяч «еретиков» пели благодарственные гимны. А Франция — «старшая дочь католической церкви», как её назвали в Риме, — осталась со своей «матерью».

С изгнанием гугенотов во Франции начался всеобщий кризис. Цветущие города стали приходить в упадок, плодородные земли превращались в пустыни, небывалые успехи развития сменились интеллектуальным застоем и нравственным разложением.

В последнее десятилетие XVIII века во Франции разразилась революция, направленная против всех традиционных ценностей, носившая характер религиозной войны. Французская революция открыла новую страницу в мировой истории, известную как «правление террора». Под ножом гильотины сложили свои головы король Франции, его приближённые, члены аристократических семейств; за ними последовали те, кто выносил им смертные приговоры, затем священники и прочие «враги революции», к которым причислялись все, кто нарушал революционные законы.

Законодательные акты революционной эпохи являют собой дикий сплав абсурда и богоборчества. Особым декретом было постановление о том, что Бога нет. Христианство было объявлено злонамеренным обманом священников. Законодательно были запрещены богослужения, чтения Библии и личные молитвы. Библейская неделя была заменена десятидневкой, в десятый день надлежало веселиться и радоваться по поводу обретённой свободы. Кто недостаточно веселился и радовался, подвергался осуждению законом «о подозрительных».

Слепой и безжалостный фанатизм изгнал из пределов Франции всех наставников добродетели, поборников порядка, честных защитников престола. Тем, кто желал сделать свою страну великой и славной, было сказано: «Изберите, что вы желаете: костёр или изгнание». И, в конце концов, государство было разрушено, совесть больше не преследовалась, потому что её не осталось у народа; за религиозные убеждения больше не сжигали, потому что не существовало религии; изгнание никому больше не угрожало, ибо не стало патриотов. Революция со всеми её ужасами явилась страшным результатом подобной политики.

Несчастная Франция, обливаясь кровью, пожинала то, что сама посеяла. Война против Библии открыла новую страницу в мировой истории, известную как «господство террора». Мир и счастье покинули дома и сердца людей; никто не знал, что принесёт ему завтрашний день.

Роковая ошибка, которая принесла Франции столько страданий, заключается в отвержении великой истины — подлинная свобода состоит в соблюдении Закона Божьего. «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя как волны морские… Нечестивым же нет мира, говорит Господь»; «А слушающий Меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Исаия 48:18, 22; Притчи 1:33).

Атеисты, скептики и отступники отвергают Закон Божий и борются против него; но последствия всего этого довольно красноречиво говорят о том, что благополучие человека — в повиновении Божественным заповедям. Тот, кто не хочет учиться по книге Божьей, может извлечь урок из истории народов.

Эллен Уайт, «Великая борьба»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (235) ноябрь 2016 г.