«Церковь не в бревнах, а в ребрах» – говорит пословица. Переведенное с греческого «эклесиа», т. е. «церковь», это слово дословно обозначает «собрание» и выражает суть этого термина – «собрание верующих людей». Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). Выходит, что среди множества религиозных течений и учений у Иисуса во все века был особый народ – Его Церковь.

Именно о Церкви Божьей говорит первое огромное видение, данное престарелому апостолу Иоанну на острове Патмос. Сам Иисус явился ему. О, каким впечатляющим было это явление! «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» – звучали раскатами Его слова. Иоанн не узнал голоса и обернулся. Но вместо силуэта человека он увидел НЕЧТО. Уже не было крутых скал, моря, низко нависших облаков, куда-то исчезла реальность, и даже время растворилось в новом измерении, которое названо в Библии «ПРОРОЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ». Это состояние поглотило старого апостола и он, ошеломленный, «увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану (блестящая медь), как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откровение 1:12-16).

Иоанна считали любимым учеником Христа – он был прям, открыт, предан Иисусу. Но никогда Иоанн не видел Господа ТАКИМ. Всегда кроткий и спокойный, Иисус не производил шума, даже избегал его. Он походил скорее на Раба, чем на Господина. Но после своей смерти и воскресения Мессия сказал: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18). Теперь Иоанн сполна ощутил эту власть. Вскоре апостол получил объяснение увиденному: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откровение 1:20).

«Христос среди своей Церкви, Он держит ее служителей в своей руке, Он не оставил свой народ!» – ликовал Иоанн. Он понял это видение! Христиане первого века были воспитаны на книгах Ветхого Завета. Они хорошо знали их и понимали их символический язык. Семь светильников были знакомы по древней скинии, где стояла Менора – семисвечный светильник, напоминавший, что верующие люди, как и сам Бог – свет этому миру (см. Исход 25:31-39). Звезды – символ посвященных Божьих посланников-вестников (от греческого «АНГЕЛОС» – «вестник»), т.е. Божьи служители (см. Даниила 12:3). Местоположение звезд – «в руке» – говорит о том, что Иисус сам лично заботится и управляет своими работниками на земле.

Какой сладкой музыкой было это видение для истомленного неволей Иоанна. Но это видение не должно было умереть вместе с ним. Иисус предупредил любимого ученика: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откровение 1:11). Он открыл, что это видение относится не только к настоящему времени, но и к тому, «что будет после сего» (Откровение 1:19), то есть к будущему.

Итак, стало ясно, что на протяжении всей кровавой истории нашей эры до наших дней у Иисуса всегда был его верный народ, Его Церковь, о которой Он особо заботился и служителями которой мудро управлял. Этот народ отличался своей верой в Иисуса, терпением как у Него, и своим послушанием десяти Божьим заповедям, как и Он. Так написано в Библии: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12).

Число «7» – символично, оно постоянно встречается в книге Откровение и выражает собой некую полноту, круг совершенства.

Перечисленные города Малой Азии (современная Турция) – были взяты не случайно. Порядок их перечисления тоже особый. Они символизируют собой 7 больших периодов истории Божьей Церкви, с их особенностями и тонкостями. В пророческих письмах Ангелам семи Церквей Иоанн, как служитель первого периода истории Церкви, должен был предвозвестить о том, что ожидает Церковь в будущем, какую похвалу и нарекание она получит от своего Господа в будущих веках. На схеме показаны все эти семь периодов истории.

«Первая любовь»

Ангелу Ефесской Церкви было сказано: «так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откровение 2:1-5). Начавшись в 31 году днем смерти Иисуса, этот апостольский период истории Церкви закончился около 100 года смертью последнего из апостолов – Иоанна. Труд для Бога, терпение, выносливость, ревность и неутомимость – вот характерные черты Церкви этого периода. Ни публичные казни, ни преследования – ничто не могло остановить первых христиан в их послушании Богу. Однако к концу 1-го века христианские церкви сильно ослабели. Проникшие в Церковь лжеучения делали свое дело. Раздоры внутри общин привели Церковь к упадку. Бог упрекает ее: «ты оставил первую любовь твою». Ранняя Церковь – первый плод служения Иисуса Христа. Она носит особое имя «Ефес» – желанная.

Эпоха преследований

Со смертью всех апостолов Церковь вступила в новую эпоху – эпоху диких преследований, которые закончились полностью в 313 году. Один за другим выходили указы, позволявшие убивать христиан всех сословий и положений и грабить их имущество. Пророчества Откровения предупредили об этом: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: … Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение 2:8-11). Смирна – название душистого растения, запах которого извлекается при механическом растирании. Как это похоже на Церковь этого периода. Ее гнали, уничтожали, а она благоухала. Именно в этот период христиане открывали для себя новые земли. Спасаясь бегством, они, например, в эту эпоху достигли территории современной Молдовы и Украины. Десятидневная скорбь упомянута здесь также не случайна. Самых свирепых преследований за этот период было ровно 10, а последнее из них – гонение Диоклетиана – продолжалось 10 лет. Иисус не упрекает эту Церковь. Он говорит ей о награде. Смерть за Господа была сильнейшим средством проповеди о Нем. На место одного убитого вставали 10 новообращенных. Кровь христиан была священным семенем веры.

Политические игры

Наступил 313 год. Взошедший к тому времени на трон Рима Константин увидел в христианстве большую политическую силу. В этом году был издан Миланский эдикт, дававший христианству статус государственной религии. Иисус предупредил и эту Церковь: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры… Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых …  и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откровение 2:12-17). Это было коварное время. Иисус говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18:36). Бог не желает, чтобы его Церковь играла в политические игры – у нее другая цель. Получив статус государственной, Церковь этой эпохи стала возвышаться, все больше и больше уступая искушению воспользоваться земной властью для Божьего дела вместо Библии. Имя «Пергам» – означает «высокий замок». Церковь становилась недоступной для многих простых людей. Множество ложных учений, с которыми боролась ранняя Церковь, ожили и укоренились в эту эпоху, а наиглавнейшие учения Писания были искажены. «Престол сатаны» – столица империи – город Рим, доставшийся Церкви от Константина. Но и в это время в Церкви были честные, посвященные люди, стремившиеся к правде и любившие Иисуса. Им и было адресовано это письмо.

 Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» июнь 2004 г.