Блаженны нищие духом

1933

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3)

Чтобы понять, кто такие «нищие духом», попробуем ответить на противоположный вопрос: а кто духом богат? В действительности таким можно назвать человека, который умеет идти наперекор желаниям и чувствам ради достижения цели. Человека, умеющего себя ограничивать, умеющего жертвовать. И таких примеров много.

Спортсмены ограничивают себя и едой и отдыхом, они способны пожертвовать и личной жизнью, чтобы достичь победы. Бизнесмены идут, порой, на большой риск ради прибыли. У военных людей самодисциплина — неотъемлемая часть жизни, самоограничение — залог успеха в их деле. В этих людях мы видим прекрасные качества характера, помогающие в достижении цели.

Но задумаемся, действительно ли описанные нами люди богаты духом в Библейском смысле этого слова? Давайте попробуем изменить цели, ради которых люди совершают чудеса самопожертвования. Например, сделаем целью честность, морально-нравственную чистоту мыслей, слов и поступков. Поставим цель еще выше – любовь к ближнему, умение прощать. И, наконец, самая высокая планка – совершенное послушание воле Божьей. Сможет ли человек, хорошо управлявший собою, чтобы достичь, например, прибыли, так же хорошо управлять собой, чтобы достичь чистого, непорочного характера в соответствии с Законом Божьим? Это вызывает сомнение.

Дело в том, что пока целью человека является нечто соответствующее его интересам, он способен подчинять второстепенное главному. Сильный человек в этом случае способен на определенные жертвы. Когда же предлагаются цели, стоящие дальше и выше тех, что гармонируют с естественными наклонностями, человек бессилен их достичь. Другими словами, он не может прыгнуть выше собственной головы. Поэтому, когда перед сильным, равно как и перед слабым, открывается эталон характера – Божий Закон, и говорится о необходимости достичь Его идеала, никто не оказывается на это способным. Это и есть нищета человеческого духа. Нищета духа — это осознание своей неспособности жить в гармонии с требованиями Неба. Но Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3). Царство Небесное — это власть и сила Божья, которые помогают человеку совершить прыжок выше собственной головы. Обретается Оно через веру и молитву.

Мы не должны бояться разочарований! Разочарование в своих силах и способности сделать сердце лучше – есть первый этап духовного роста.

Почему Бог разочаровывает людей в самих себе, прежде чем дать силу расти? Чтобы мы усвоили, что спасение от греха, который владеет нами, не может быть достигнуто собственными силами. Спасти нас может только Бог, благодаря тому, что за наши грехи понес наказание Иисус Христос. Самоуверенный человек припишет славу духовных достижений себе. Он не чувствует нужду в Спасителе, и Бог не может помогать ему.

Рассмотрим пример. Допустим, кто-то из нас молится днями, месяцами и даже годами, но не получает ответа. Тогда чаще всего возникает вопрос: «Неужели у меня такая слабая вера, что я молюсь и не вижу результата?» И вот, человек в разочаровании перестает молиться и… некоторое время спустя, совершается то, о чем он просил! Почему так? Есть два ответа. Первое, человеку просто не хватило терпения. Второе, он неправильно понимал значение веры. «Почему мои молитвы без ответа, я ведь так сильно верю?», — задавался вопрос. Иными словами, почему моя вера никак не может заставить Бога сделать то, о чем я прошу? Бог представляется орудием с безграничными возможностями, а человек силой своей веры, богатством своего духа (курсив автора) пытается заставить Его работать в нужном направлении. Это не вера. Настоящая вера не сомневается, что Бог слышит человека и силен ответить. Но она не ставит рамок, в которых Бог должен действовать, она доверяет Ему выбирать способы и время. Обрести же настоящую веру мы сможем только, когда полностью разочаруемся в своей способности заставить Бога что-то делать.

Принцип, о котором мы рассуждаем в этой проповеди, лежит в основании всей духовной жизни человека. Разочарование – это первый этап духовного роста. Но есть и второй. Разочарованный никогда не будет радоваться и веселиться, скорее он будет плакать. Для таких Иисус дал обетование: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4). Это драгоценные слова. Ибо если вы скорбите и сожалеете о своей духовной слабости, о неспособности изменить свое сердце и сделать его лучше, Бог обещает утешение. Это значит, что как бы горько не было сознавать свои недостатки, мы не вправе отчаиваться. Мы не останемся в своем плачевном состоянии, мы наверняка изменимся, но уже не своими силами, а силой Того, Кто утешение обещал.

Молитва.

Отче наш, сущий на небесах. Я желаю жить в согласии с Твоими святыми требованиями, но есть в моем сердце грех, который мешает быть послушным Тебе. Я не могу совладать со слабостью своего сердца и недостатками характера. Я нуждаюсь в Твоей помощи. Аминь.

М. Каминский