Вопрос: Как понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39)?
Вряд ли Иисус Христос под этими словами подразумевал конкретную и безусловную инструкцию в случае драки. В контексте — это одна из иллюстраций, призванных разъяснить принципы Царства Божьего. И если эти слова понимать буквально и абсолютно, то тогда так же нужно понимать и другие иллюстрации. Например, слова о готовности отдать верхнюю одежду тому, кто возжелал снять с тебя рубашку («И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матфея 5:40)), можно соотнести с распространёнными сегодня случаями мошенничества. Т.е. всякому, кто присылает мне sms с просьбой положить ему на счёт тысячу, я должен во исполнение буквального понимания этих слов отправить пять? Или у меня абсолютно нет права отказывать просящему у меня взаймы («Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матфея 5:42)), даже если я понимаю, что человек ведёт паразитический образ жизни и у меня уже с десяток раз безвозвратно занимал прежде?
Не стоит забывать и о том, что слова о вырывании глаза и отсечении руки («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Матфея 5:29, 30)) стоят в том же едином смысловом ряду. Или мы все эти иллюстрации должны понимать буквально и безусловно, или же мы видим в них приведение примеров, разъясняющих насколько несовместимы с принципами Царства Божьего естественные для нас эгоистичные мотивы.
Когда мы считаем, что слова о подставлении щеки применимы, прежде всего, в ситуации уличной драки, мы непозволительно сужаем смысл того, что сказал Иисус Христос. Для подавляющего большинства взрослых возможность получить в челюсть «в лучшем случае» случается раз в несколько лет (вспоминаю, что когда я был подростком, мне нужно было быть готовым к драке всякий раз, когда я выходил на улицу или шёл в школу, поэтому я говорю о взрослых). Эти слова для нас становятся предметом больше теоретических размышлений: «Как я бы поступил, если бы когда-нибудь ко мне на улице и т.д.». И мы не замечаем, что по несколько раз на дню оказываемся в ситуациях, где нам следует «подставить щёку», но не в буквальном смысле, а как исполнение принципа. Многие обращают внимание, что местом первого удара указывается правая щека, а подставить нужно левую. В этом можно усмотреть намёк на унижение, т.к. по левой щеке большинство людей могут ударить только тыльной стороной ладони, точнее, не столько ударить, сколько дать пощёчину, что скорее унизительно, чем травматично.
Слова Иисуса Христа обличают наше стремление идти на поводу уязвлённого самолюбия. Взрослые, вежливые люди мстят обычно не с помощью кулаков, а с улыбкой на устах уязвляют словами или старательно выстраивают цепочку событий, «подставляя» обидчика. Именно против этого направлена указанная часть Нагорной проповеди. Речь в ней не о единоборствах или апперкотах, а о моих мотивах во взаимоотношениях с ближними. Когда слова или действия другого человека я воспринимаю как унижение, проявление неуважения или недооценку моих способностей, мне не следует поддаваться естественному стремлению «нанести ответный удар».
Бесспорно, есть ситуации, когда в целях воспитания человека нужно «поставить на место». Но мотивы в этом случае должны быть воспитательные, т.е. проявление заботы о нём, а не «ты ощутишь на себе, что значит делать мне больно». К примеру, неправильно, если родители обрушивают свой гнев на подростка, прежде всего, потому что их злит его вызывающее поведение. Если он достоин наказания, то пусть это будет сделано из ясного представления о его будущем характере, а не по причине помутнённого злостью чувства: «Как ты ко мне, так и я к тебе».
Таким образом, слова Иисуса Христа о подставлении щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдалённо — об уличных драках.
Роман Гейкер
Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (205) май 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.