В народе бытует поговорка: «Бог терпел и нам велел». Действительно, долготерпение – это черта христианского характера, плод Святого Духа (Галатам 5:22).
Но как часто люди сетуют на то, что им не хватает терпения! Как ни странно, терпение – это то качество, которое мы хотим и не хотим иметь одновременно. Мы всегда хотим, чтобы другие люди проявили его по отношению к нам, но сами по отношению к другим проявлять его не любим. Итак, что же такое терпение?
Толковый словарь говорит, что терпение – это добровольное несение бремени. Слово «бремя» – это груз, который гнетет, давит, тяготит. Таким образом, проявить терпение – значит взвалить на свои плечи тяготящий груз, причем добровольно. Последнее замечание очень важно. Терпеливым может быть назван не просто человек, предположим, выполняющий непосильную работу, а человек, который сам согласился на ее выполнение, например, ради помощи другому.
Величественный пример истинного терпения оставил нам Христос, который добровольно взял на себя бремя – грехи всего мира. Пример терпения оставили апостолы, которые, приняв Христа, оставили привычный образ жизни, став проповедниками Евангелия и приняв на себя всю ярость языческого Рима. Пример терпения явили и Мартин Лютер, и Ян Гус, и русские реформаторы XV века. Но и в обыденной повседневной жизни Библия учит нас проявлять терпение и перечисляет критерии, которые помогут нам определить, насколько терпеливыми людьми являемся мы с вами. Итак, терпение должно проявляться:
— в снисхождении к людям.
«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2). Заметим, что апостол употребляет слово «снисходить», т. е. проявлять терпение к тем, кто его недостоин;
— в прощении и милосердии.
«Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матфея 18:21-22). Как правило, мы прощаем кого-то один раз. Когда мы прощаем одного и того же человека, который сделал нам зло, во второй или третий раз, то считаем, что сделали что-то исключительное. А между тем, Христос говорит о куда большем терпении в прощении людей;
— в надежде на Бога.
«Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач Иеремии 3:26). Очень часто нам не хватает терпения дождаться ответа от Господа. Мы просим Его и хотим, чтобы Он сразу ответил нам, и, причем, именно так, как мы ожидаем. Когда же этого не происходит, мы просим еще раз, два или три, а потом наше терпение заканчивается, и мы начинаем стенать: «Где же Бог? Почему Он не слышит?». Очень важно уметь терпеливо ждать, надеясь на Бога, Который никогда не обманет;
— в скорби и преследовании.
«Утешайтесь надеждою: в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Римлянам 12:12). Своей жизнью апостол Павел показал, что все испытания, допускаемые Богом в нашей жизни, служат ко благу нам или окружающим нас людям. В испытаниях шлифуется наш характер, освобождаясь от самоуверенности и гордыни. Мы утверждаемся в вере и доверии Богу. И, наконец, Господь никогда не допускал, не допускает и не допустит человеку быть искушаемым сверх сил. Важно помнить, что испытания носят всегда временный характер. Очень часто мы не выдерживаем испытаний, теряя терпение из-за того, что нам начинает казаться, что этот весь кошмар никогда не кончится. Порой мы падаем у самого порога окончания бедствия, не сумев потерпеть еще чуть-чуть;
— ко всем людям.
«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фессалоникийцам 5:14). Если мы будем откровенны сами с собой, то мы увидим, что терпеливы мы, как правило, бываем только с определенными группами людей: с начальством и с теми, от кого хотим что-либо получить. При этом мы проявляем чудеса терпения и готовы переносить даже унижение и несправедливость. Умеренно терпеливыми мы бываем с теми, кто равен нам, т. е. со своими друзьями, сослуживцами. И, наконец, совсем нетерпеливы мы обычно с теми, кто стоит ниже нас, кто зависит от нас и мнение которых нам глубоко безразлично, а также, как ни странно, в своих семьях. По отношению к этой категории мы и являем свое истинное лицо. Но Бог говорит, что терпение мы должны проявлять ко всем людям. Не научившись этому, мы не сможем стать настоящими христианами;
— ожидая пришествия Христа.
«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня… укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается» (Иакова 5:7-8). На протяжении всех веков христианам помогала сохранять терпение вера в грядущее пришествие Спасителя, пред которой меркли все испытания и трудности. Именно поэтому дьявол всегда хотел разрушить эту веру, понимая, что таким образом он лишит христиан смысла жизни. Именно весть о Грядущем Спасителе дает людям надежду. Приняв всем сердцем, можно перенести со Христом любые невзгоды и трудности, научившись терпению. Недаром, говоря о спасенных, Священное Писание подчеркивает, что их будет отличать именно это качество характера: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12).
Что же нам необходимо сделать для того, чтобы воспитать в себе терпение?
1) Осознать, что мы нетерпеливы. Наш путь к Богу всегда должен начинаться с нашего искреннего понимания своего несовершенства и нужды в Нем. Только искренне признав пред Богом, что у нас нет терпения, и прося Его воспитать это качество, мы можем рассчитывать на Его помощь и поддержку;
2) Когда нам хочется проявить нетерпение, давайте вспомним, сколько людей (семья, друзья, сослуживцы) вынуждены терпеть нас. Представьте себе, какова бы стала наша жизнь, если бы все эти люди проявляли к нам нетерпение;
3) Вспомним, как долготерпит нас Господь;
4) Признаемся, что когда мы проявляем нетерпение, как правило, нами движет гордыня, наше ущемленное «я», которое не любит ждать, и раздражается, когда что-то делается не так, как оно хочет;
5) В момент нетерпения вспомним, к каким последствиям приводило наше нетерпение раньше. Ведь они всегда бывали, как правило, крайне горькими. Зачем же повторять прошлые ошибки?
6) Признаемся себе, что мы можем ошибаться и что наши желания могут быть нам во вред. Мы, люди, так не любим признавать себя неправыми, и именно из-за этой самоуверенности проистекает нетерпение, когда кто-то пытается поправить нас;
7) Очень важно научиться оставлять последнее слово за Христом, т. е. принимать решения, базируясь не на своих желаниях, не на мнениях других людей, а на том, что говорит Слово Божие. Любую жизненную проблему, ситуацию мы можем проанализировать в контексте Писания, посмотрев, как бы ее решил Христос, как бы Он поступил в том или ином случае. И если мы это будем искренне делать, то отпадут наши греховные желания, а также всякое наше нетерпение.
А. Опарин