Великий Инквизитор

Поэма «Великий инквизитор» является частью романа «Братья Карамазовы». Текст поэмы очень интересен и актуален сегодня, когда «мир стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездною», по словам самого Достоевского. Поразмышляем и мы над пророческой значимостью этой поэмы с преподавателем Заокской Духовной академии Виктором Ляху, человеком, который вот уже четверть века занимается творчеством русского гения.

Поэма «Великий Инквизитор» — это не дань мифо-творчеству, литературному искусству. Достоевский внимательно читает Апокалипсис и видит, что мир идёт к своему концу. Следовательно, «Великий инквизитор» — это некое важное предупреждение миру. Автор как бы говорит: «Посмотрите, что произойдёт (с нами!), если мы не будем бодрствовать, если в лености духовной позволим великому «подвижнику», кардиналу Инквизитору осчастливить нас, лишив свободы».

Вглядываясь в текущую жизнь, вникая в политические дрязги и перипетии, в которые была повержена католическая Европа, Достоевский убеждён, что «конец миру близко». Зная библейские пророчества, писатель ничему не удивляется. Он только констатирует то, что происходит в реальной жизни цивилизованного европейского мира. Писатель видит, как пророчества начинают исполняться. Конечно, он понимает, что уязвим в такой трактовке событий, но, тем не менее, не изменяет себе. В «Дневнике писателя» он возражает оппонентам: «Слова мои покажутся вам, конечно, младенческими, почти неприличными. Но повторяю в третий раз: не для вас пишу. Да и тема эта важная, о ней надо особо и много ещё сказать, и буду говорить, пока держу перо в руках: Римскому католичеству (слишком уж ясно это) нужен не Христос, а всемирное владычество… Церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его в виде папства. Да, на Западе воистину уже нет христианства и церкви, хотя и много ещё есть христиан, да и никогда не исчезнут. Католичество воистину уже не христианство и переходит в идолопоклонство…»

Современники Достоевского это предостережение приняли неоднозначно. Кто-то с тревогой, а кто-то посмеивался, кто-то возражал. И были на то основания. Ведь католицизм тогда переживал тяжелейший кризис. Но Достоевского это не смущало. Он был убеждён, что ничего, по сути, не изменилось. В своём дневнике он писал о римском католичестве:  «Идея религиозная и идея папская, в сущности, различны. Римскому католичеству нужен не Христос, а всемирное владычество: «Вам-де надо единение против врага — соединитесь под моею властью, ибо я один всемирен из всех властей мира, и пойдём вместе». Эту картину, вероятно, предвидит князь Бисмарк, ибо лишь он один из всех дипломатов возымел настолько зоркий взгляд, чтоб провидеть живучесть римской идеи и всю ту энергию, с которой она готова себя отстоять. Жить ей хочется адски, а убить её трудно, это змея! — вот что понимает во всей силе один лишь князь Бисмарк — главный враг папства и римской идеи».

Надо сказать, что и сегодня ничего не изменилось. Ни в европейском парламенте, ни в Ватикане. Ныне «политики и дипломаты всей Европы», по словам Достоевского, самоопределяются в той же логике. Жуткий кризис, который переживает сегодня Европа в канун возможного распада Евросоюза, это ведь тоже не случайное совпадение, а некое предварительное исполнение того, что сказано в Книге пророка Даниила: попытка смешать «глину и железо».

В энциклопедии «Истинная Благотворительность» папа Бенедикт 16 утверждал, что «существует настоятельная необходимость истинной мировой политической власти», задача которой будет заключаться в «управлении глобальной экономикой; возрождении экономики, пострадавшей от кризиса… для достижения «общего блага» в концепте европейских держав».

Чуть более 100 лет назад Достоевский выразил эту тревогу в своей геоапокалиптике, обусловленной пророчеством Даниила. Процитирую его слова: «Западно-европейский мир, унаследовавший римское наследство», в 21 веке, на другом витке истории, «мучится родами нового перевоплощения этой унаследованной древней идеи».

Виктор Ляху
Печатается в сокращении.
Интервью с Виктором Ляху читайте в журнале
«Теперь время благодатное», №№ 3, 4, 2012 г.

Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (208) август 2014 г.