Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).
Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).
Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.
Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.
Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.
Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.
Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.
Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.
Подготовил В. Ильин
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.