Город золотой

4100
В июльском номере нашей газеты была опубликована статья «Исполнится ли мечта о благополучном мире», где мы привели в пример слова известной песни «Город», которую исполняет Борис Гребенщиков. В адрес редакции пришло письмо с просьбой опровергнуть авторство песни. Когда мы стали разбираться, кто же действительно является автором слов и музыки этой песни, то выяснили интересные факты, которыми делимся с нашими читателями. 

К концу 80-х годов на советский экран вышел фильм Сергея Соловьёва «АССА». Мелодию песни из этого фильма «Город золотой» напевала вся страна, однако с авторством песни было что-то загадочное. В титрах фильма не было ни композитора, ни автора слов, поэтому многие думали, что написал её композитор и рок-музыкант Борис Гребенщиков, исполнивший её в фильме. На самом деле он был лишь исполнителем. 

Автор стихов не был указан по вполне понятным тогда причинам: поэт Анри Волохонский в 50-е годы эмигрировал из нашей страны.

Борис Гребенщиков называл песню «Город». За последние 30 лет эта песня прозвучала более чем на 100 концертах Гребенщикова. Плюс — пластинки, кассеты, диски, передачи на радио. Название устоялось, но сам Волохонский назвал её иначе — «Рай». Гребенщиков всегда пел «Под небом голубым…», а стихи оригинала начинаются со слов «Над небом голубым…». В данном случае речь идёт о Городе, с заглавной буквы. Точнее — об образе, причём однозначном — Небесного Иерусалима. Сам Анри Волохонский подтвердил: «Разумеется, я имел в виду Небесный Иерусалим».
Что питало творческое воображение поэта, написавшего такую песню? «Слова моей песни, разумеется, навеяны чтением Йехезкиэля» (книга пророка Иезекииля), — сказал автор в интервью израильскому публицисту Зееву Гейзелю.
Но есть ещё один источник — «Откровение Иоанна Богослова». Поэтому В. Глозман уверял, что песня — чисто христианская. И был прав. Разрушение земного Иерусалима в 70 году по Р. Х., как предсказывал Иисус, побудило верующих всех времён обратить свой взор к Небесному Иерусалиму: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евреям 13:14). В Откровении ясно сказано, что будущий Святой Город определённо является Новым Иерусалимом, который сойдёт с неба от Бога.
В титрах фильма не было и имени автора музыки, но меломаны, обладавшие хорошей памятью, без труда узнавали мелодию Франческо Канова да Милано, с пластинки лютневой музыки. Однажды пластинка привлекла внимание Зеева Гейзеля. Его долгие расследования привели к разгадке тайны легендарной пластинки. Он доказал, что все произведения, записанные Владимиром Вавиловым, не являются лютневой музыкой эпохи Возрождения. Их автор — сам Вавилов!
Но почему же он отказался от своих шедевров? В те времена (конец 60-х – начало 70-х) исполнителю было трудно заявить, что он является автором тех или иных произведений. Поэтому свои творения он выдавал за произведения неизвестных авторов, сам оставаясь в тени.
Сегодня, на самых разных концертных сценах звучат и «Аве Мария», и «Город Золотой» Владимира Вавилова, свидетельствуя миру о любви Божьей!
Редакция приносит свои извинения читателям за досадную оплошность в ошибочном приписывании Борису Гребенщикову авторства песни «Город».

Подготовила Людмила Светлова

РАЙ

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.
А в городе том сад,
Всё травы да цветы.
Гуляют там животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев.
Другое — вол, преисполненный очей,
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о, Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит — тот любим,
Кто светел — тот и свят.
Пускай ведёт звезда тебя
Дорогой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, преисполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.