Последняя заповедь из десяти. Многие знают её как «Не пожелай». Как же она звучит полностью, и действительно ли хотеть запрещено?
Вот как десятая заповедь записана в Библии: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (книга Исход 20:17).
Я смотрю на современные дизайны, на гармоничные ремонты, на новые кухонные гарнитуры — нравится, хочется. Потом я обращаю внимание на свой диван, доставшийся нам от предыдущей хозяйки дома. Ещё советский. Только обивку поменяли. У друзей современные большие диваны — красота. Снова смотрю на своего «ветерана» и понимаю, что он вполне функционален, выглядит достойно и в замене не нуждается. Конечно, на его месте гораздо лучше выглядело бы что-то современное, но крайней необходимости нет.
Перевожу взгляд на кухонный гарнитур — да, он нуждается в замене по многим причинам (то, что друзья недавно поменяли хороший гарнитур на лучший — не причина, честно). Надо поднапрячься и приобрести-таки новый. И санузел требует преобразования. Нет, не потому что у знакомых моднее, а потому что обои уже отвалились, в стенах зияют дыры после смены батарей отопления, душевая кабинка совсем состарилась… Пока возможности обновить санузел нет, потому что есть другие цели, другие желания и всякие неотложности.
Продолжаю хотеть, но не злобно, без скандалов, ожидая, когда очередь дойдёт до кухонного гарнитура и санузла. Не пилю мужа, перечисляя всех его друзей и родственников, в чьих домах давно есть то, чего нет у нас. Короче, продолжаю желать, но стараюсь при этом не портить жизнь другим. Нарушаю ли я заповедь? Не думаю.
А если я начну капать мужу: «Смотри, какой твой друг молодец: всем свою семью обеспечил! Был бы у меня нормальный муж, жила бы, как человек»? А если я, теряя связь с реальностью, наберу кредитов, чтобы получить желаемое сейчас же? А если буду требовать няньку и домработницу, как у подруги? И маникюр! И посудомойку! Конечно же, посудомойку! И робот-пылесос! А скоро ещё что-нибудь придумают, конечно.
Каждый день появляются новые предметы вожделения, которые кажутся крайне необходимыми. Умные унитазы с подогревом, диффузоры и прочие -ры. Как прожить без психолога, нутрициолога и личного фитнесс-инструктора? -ологи требуют времени и денег, на -ры тоже нужно заработать, да и хранить их где-то надо… Дома захламляются, а счастья больше не становится. Не становится — факт. «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Евангелие от Луки 12:15). Как легко оказаться в состоянии «мне всё надо!», потерять душевный покой и нарушить заповедь.
На мой взгляд, десятая заповедь говорит о довольстве. Об умении быть благодарным за то, что есть. О том, чтобы радоваться здесь и сейчас тому, что имеем. Это не значит, что не нужно ставить цели и стремиться к большему и лучшему. Я не об этом. Я о состоянии ума и души.
Недавно мне попалась фотография прекрасной многодетной семьи. Они много куда ездят, много чем занимаются. У них очень интенсивная и насыщенная жизнь. Мамочка у них всегда на позитиве, просто солнышко (даже личико такое же круглое). Так вот, фотография эта сделана на кухне. Прошлый век, товарищи. Никакой современной мебели, занавески старой модели. Сервант на ножках. Но в центре — длинный стол, а за ним — счастливая большая семья. Я полистала альбом, посмотрела другие их фотографии и обнаружила, что в комнатах — та же история, что и на кухне. Очень простая обстановка, но она не мешает семейному счастью. А где-то в роскошных домах плачут богатые…
Не богатый дом приносит счастье, нет. Жену ты выбирал сам, поэтому не заглядывайся теперь на других, а делай счастливой свою. Научись любить и ценить то, что имеешь. Нравятся работники ближнего? А ты знаешь, сколько он их учил, сколько в них вкладывал? Не вздумай переманивать — воспитай своих. А осёл ближнего? Это его транспорт. Да, его «осёл» может быть покрупнее, понадёжнее и покруче твоего. Но твой «ослик» исправно служит и питается скромно, да и лечить его не так накладно, как ослище ближнего. Будь доволен!
В Библии написано так: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 послание Тимофею 6:7-10).
А что же с желаниями? Если эти мои желания не эгоистичны, если они не причиняют боль ближним, если они во благо, то прекрасно. Вот что на этот счёт сказано в Библии: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (книга Псалтирь 36:4). Господь любит исполнять желания. Хотеть лучшего и доброго можно и нужно!
Бог призывает нас сосредотачиваться на вечном и непреходящем, а Сам обещает восполнить земные нужды в той мере, в которой это действительно необходимо, а иногда и сверх того. Он ведь любит радовать и удивлять! Он ведь наш Отец, наш Папа. Господь всегда даёт лучшее — именно то, что нам необходимо. Так что давайте учиться быть благодарными и довольными, открывать Богу свои желания с молитвой: «Не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея 26:39). Потому что Бог точно знает, что послужит, а что не послужит нам во благо. Это и есть доверие.
Надежда Масленникова