Христос Первосвященник

Во многих церквях существует практика обращения к Богу через посредников, «святых заступников», как их называют люди. Между тем, Библия говорит, что посредником между Богом Отцом и человеком является только Первосвященник Иисус Христос: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).

О чём говорят символы Ветхого Завета?

Человеку, который только начинает чтение Библии, особенно Ветхого Завета, сложно понять смысл описанного там сложного служения в Иерусалимском храме и многочисленных жертвоприношений, которые совершал народ Божий. Но всё становится на свои места, когда понимаешь, что всё это сложное храмовое служение сосредоточено на одной Личности и символизирует процесс спасения человечества от греха через Сына Божьего, Спасителя Иисуса Христа. Все приносимые в жертву животные были прообразами Мессии. В те времена верующий, нарушив Закон Божий, должен был прийти в храм с жертвенным животным, возложить руки на голову этого животного, символически перекладывая на него свой грех. Затем животное умерщвляли за грех виновного. Принося животное в жертву, человек должен был глубоко раскаяться в содеянном. Но самым важным в обряде жертвоприношения была вера в грядущего Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира. Иисус Христос стал истинным Агнцем, на Которого лишь указывали убиваемые в храме за грехи людей животные.

О том, что Иисус Христос и есть истинный Агнец, говорят многие тексты Библии. Апостол Иоанн называет Иисуса Христа Агнцем, закланным от создания мира (Откровение 13:8).

Однако в ветхозаветном храме не только умирающие животные символизировали Иисуса Христа. Все священники и иное служение в храме — вместе символизировали посредническое и искупительное служение Иисуса Христа за людей пред лицом Божьим.

Ветхозаветные священники, съедая мясо жертвы за грех, таким образом брали ответственность за грех на себя, становясь посредниками между человеком и Богом. Затем грехи символически переходили в святилище. Согласно 16 главе книги Левит, именно в тот момент, когда во время Дня искупления кровь, пролитая за грех, падала на символ Божьего Закона — крышку ковчега, народ окончательно очищался от грехов, совершённых за прошедший год. Служение в земном храме было символом для тех, кто жил до первого пришествия Иисуса Христа.

Только Иисус Христос может ходатайствовать за нас

Земное святилище было прообразом святилища, которое находится на небесах. Сегодня в нём служение Первосвященника выполняет Сам Иисус Христос. Он предстал перед лицом Бога Отца со Своею кровью, пролитой на Голгофе, за грехи людей. «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворённою… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище (небесное) и приобрёл вечное искупление» (Евреям 9:11, 12).

Библия говорит, что Иисус Христос сейчас в небесном святилище выполняет служение Первосвященника — посредника для всех людей. «Христос вошёл не в рукотворённое святилище,… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евреям 9:24).

Есть и другие тексты, которые показывают, чем сейчас занимается Иисус Христос на небе: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа» (1 Иоанна 2:1).

«Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:24, 25).

«Кто осуждает? Христос Иисус… одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римлянам 8:34).

Из вышеприведённых библейских текстов очевидно, что сейчас Иисус Христос – Первосвященник, ходатайствует за людей непосредственно перед Богом Отцом в небесном храме. В Библии не найти текстов, где верующие христиане через иных посредников, кроме Иисуса Христа, имели бы доступ к Богу Отцу.

Наоборот, есть слова апостолов, указывающие, через Кого мы можем обратиться к Небесному Отцу: «Через Него (Иисуса Христа)… имеем доступ к Отцу» (Ефесянам 2:18).

Итак, всё Священное Писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу — Иисусу Христу.

Как пришла к нам вера в святых заступников?

Сегодня христианство насчитывает тысячи святых заступников. Причём, для всех случаев имеются свои небесные ходатаи. Есть покровители мореплавателей, святые землепашцев, заступники ткачей, виноделов и т.д.

Откуда эта практика пришла в христианство? Ответ кроется в истории церкви. После того, как в IV веке из гонимой церковь превратилась в государственную, христианство начало быстро распространяться по Римской империи. Все её жители под страхом наказания были обязаны прекратить почитание своих языческих богов и принять новую религию. Естественно, при таких условиях трудно было избежать наложения одной религии на другую. Вот и сформировалось христианство с элементами язычества.

Действительно, как можно было человеку, всю жизнь имевшему множество богов, сразу начать поклоняться Единому Творцу? Человеку было гораздо легче продолжать взывать к привычным богам «узкой специализации», которые, как ему казалось, ближе и более расположены понять его личные чаяния. Именно поэтому места языческих богов заняли прославленные представители новой религии, ставшие для людей понятными, родными и любимыми святыми заступниками.

Если говорить о Руси, славянский бог моря и мореходства Переплут был заменён на возведённого в ранг святых Николая Чудотворца. Покровителем животных стал святой Власий вместо бога Велеса. Место Перуна громовержца и подателя дождя занял Илия пророк. Богинь Рожаниц и Макошь, отвечающих за семью и плодородие, заменила Богоматерь Мария и т.д.

Но Библия, как учила две тысячи лет назад о близости Бога к каждому человеку, как возвещала о единственном посреднике между Богом Отцом и каждом человеком, так и продолжает говорить сегодня о Христе Первосвященнике: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 2 (202) февраль 2014 г.