8 августа в начале первого ночи представители республики Южная Осетия сообщили о начале штурма своей столицы Цхинвали вооруженными силилами Грузии. Всю ночь и последующий день из зоны конфликта поступала информация, которая свидетельствовала о том, что конфликт набирает силу. Россия ввела в Южную Осетию дополнительные военные части для поддержки своих миротворцев, несущих человеческие потери, и начала операцию по «понуждению грузинской стороны к миру». Среди новостных сводок особое внимание простых людей обратили на себя истории беженцев, рассказывающих о жестокости и бессмысленном насилии по отношению к мирному населению. Как христиане должны отнестись к происходящему? Их реакция должна быть очень осторожной и максимально взвешенной.
Кто может судить справедливо?
К терпимости во взаимоотношениях нас призывает Библия. Апостол Иуда в 9-ом тексте своего послания пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”».
Михаил Архангел это не кто иной, как сам Иисус Христос. Почему же Он не смел произнести укоризненного суда, когда спорил с сатаной? Неужели не было очевидно, кто тут хороший, а кто плохой? Даже не понимая, почему Сын Божий так осторожен в словах, надо хотя бы просто признать, что таков дух Иисуса Христа, таков и дух христианства, в нем нет осуждения. Это не значит, что злые дела останутся безнаказанными, нет. Христос всегда, и до Своего воплощения и в дни земной жизни, все «предавал Судии Праведному».
Для того чтобы соблюсти справедливость в суде, необходимо провести огромную работу. Следствие должно беспристрастно собрать все имеющиеся факты, а судья — взвесить их и сопоставить с Законом. Только после этого может быть произнесен суд. Размышляя о событиях тех дней, я часто задавался вопросом: могу ли я справедливо судить о том, что происходило в зоне грузино-югоосетинского конфликта? Достаточной ли я обладаю информацией о его предыстории, хорошо ли понимаю мотивы обеих сторон, знаю ли я все, что там в действительности происходило? Нет. Я не могу сейчас судить. Да и возможно ли это будет когда-то? Напоняясь скорбью и негодованием, тем не менее, я, если хочу поступить честно, могу лишь предать все Судии Праведному и молить Его, чтобы Он запретил сатане делать то, что он делает.
Но осуждение насилия над мирным населением, осуждение бесстыдства тех, кто ради политической выгоды ровняет с землей дома и заживо хоронит в них женщин и детей, я могу и обязан высказать. Бог видел каждого солдата, каждого танкиста, каждого летчика на своем боевом задании, и у каждого из них есть совесть, к которой Он взывал. Каждый лишний удар осужден Небом и записан в Его памятную книгу. Каждое превышение полномочий и силы, приведшие к гибели безоружного, мирного населения, — это преступление против Бога и человечества. И, несомненно, будет день, когда каждый участник конфликта даст отчет за свои деяния.
Покаяние, а не осуждение
Иисус Христос в Матфея 7:3 говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»
И это лишь часть статистики неестественной смерти населения РФ. Если все это не геноцид самих себя, то что это?
Испытывая негодование к тем, кто «наших бьет», будем последовательны, испытаем и негодование по отношению к самим себе за те грехи, которые приводят к более печальным последствиям, нежели вторжение извне.
Кто-то спросит: «Какие грехи? Слабости моего характера не имеют никакого отношения к вышеперечисленному!» Источники большой реки всегда мелкие и узкие по сравнению с ней самой. Равнодушие, замкнутость на своих проблемах, эгоизм, любовь к деньгам и хорошему положению, неумеренность и невоздержанность, лень – вот некоторые истоки реки вырождения. Она складывается из того влияния на общество, которое оказывает каждый из нас. И только всесильный Христос может эти истоки в сердце человека осушить и открыть другие, несущие жизнь.
Во время Второй мирой войны в письме домой один немецкий солдат, будучи в окружении, написал, что чувствует свою вину за все происходящее вокруг. Он сознавал, что его вина измеряется одной миллионной долей, но все же это была именно его доля.
Не осуждая никого, признать свою долю вины в состоянии окружающего мира, обратиться к Тому, Кто может простить и исправить, — это начало возрождения любого человека, семьи или целого общества.
Глядя на чью-то беду, надо помнить слова Христа о необходимости покаяния. В любой катастрофе необходимо видеть последствия греховной жизни человека, которым являешься, в первую очередь, ты сам. Несчастье любого масштаба — это очередное напоминание о неотвратимости расплаты за нарушение Закона Божьего и очередной призыв к покаянию, в первую очередь, тебе.
Человечество всегда было искушаемо считать, что решение каких-то внешних проблем (победа над агрессором, восстановление территориальной целостности) может принести стабильность и процветание. Но это самообман.
Настоящая угроза внутри. Хотя где-то там, на Западе, считают, что Восток является угрозой мировой стабильности, на Востоке считают наоборот. По мнению же Иисуса Христа и Восток и Запад в одинаковой мере являются угрозой свой собственной и чужой стабильности и безопасности. И там и там, живут грешные люди, которым не других судить надо, а заглянуть туда, откуда выходит осквернение человеческой жизни, в собственные сердца. Не должно быть между людьми никакого осуждения друг друга. Мы одинаковые в глазах Вышнего суда.
Христос, к Которому обращаются за помощью, у Которого учатся жить и строить отношения, очищает сердце кающегося грешника. Только тот, кто следует за Христом, подражая Ему во всем, может быть уверен, что прав.
Отче наш, сохрани тех, кто окружен опасностями, утешь тех, кто скорбит о потерях, дай мир нашей земле. Помоги никого и никогда не судить, сохрани наши сердца от злости и желания мстить обидчикам. Я все предаю Тебе, Судии Праведному. Помоги признавать свои ошибки и с Твоей помощью их исправлять. Аминь.
М. Каминский
Ежегодно в России гибнет:
1. 80 тысяч наркоманов;
2. 30 тысяч — на дорогах, причем львиная доля автокатастроф происходит по вине водителей;
3. 318 тысяч — от травм;
4. 32 тысячи — от рук убийц;
5. 30 тысяч — в результате отравлений алкоголем;
6. 300 тысяч — от табакокурения;
7. тысячи детей — от рук родителей.