«Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь».
(С.А. Есенин)
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна 20:29)
Прошло почти двадцать лет с тех пор, как огромная страна, занимавшая одну шестую часть суши, исчезла как с политической карты мира, так и с лица земли; голоса, провозглашавшие семьдесят лет религию опиумом для народа, смолкли, безжизненно застыв в нескольких предложениях на страницах учебников по истории, однако, любой здравомыслящий человек в определенный период своей жизни вольно – невольно задается основополагающим вопросом бытия: «Существует ли Бог? Реален ли Он? Бог – это миф, пережиток прошлого, выдумка первобытных людей или настоящая, подлинная реальность самого высшего порядка?»
Люди, исповедующие атеизм или называющие себя верующими лишь формально, придерживаются материалистической установки: не поверю, пока не увижу. «Я не вижу Бога, – утверждают они, – значит, Его нет!» Но давайте проверим, насколько правомочно данное утверждение.
С того самого момента, как утром мы проснулись, и до того, как поздним вечером легли спать, наши глаза воспринимают свет.
Мы видим свет! Детвора с нетерпением ждет грибного дождика, когда крупные капли одиноко загулявшейся в теплую солнечную погоду тучки рождают радугу; с самых ранних лет дети знают, что «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». А со школьной программы по физике всем известен простой и гениальный опыт Ньютона, проделанный над пучком солнечного света, проходящего в затемненной комнате через стеклянную призму. В результате этого опыта свет на противоположной стене распадается на радужное чередованием цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Мы видим свет? Не будем далеко ходить, зададимся простым вопросом: что же предшествует красному цвету светового спектра и что следует за фиолетовым? Разве можно отрицать реальность инфракрасного или ультрафиолетового света, лишь потому, что они не доступны для нашего зрения? Как будет в этом случае звучать следующее утверждение: «Я не вижу ультрафиолетового света – значит, его нет!»? Глупо, не правда ли? Скажем больше, а как насчет радиоволн? Может, дело обстоит иначе с гамма-лучами или лучами Рентгена?
Кажется, лозунг «не поверю, пока не увижу» звучит не очень-то убедительно, а наше зрение далеко не самый надежный критерий для решения столь значительных вопросов!
Библия сравнивает Бога с ветром (Иоанна 3:8). Мы знаем ветер по его действию, но не знаем его самого. Мы могли бы сказать, что ветер – это «молекулы воздуха, двигающиеся с большой скоростью». Однако гораздо проще говорить о ветре с точки зрения его действий, а не его природы. Ветер – это то, что несет куски бумаги по улице. Ветер – это то, что заставляет столб дыма наклоняться в определенном направлении. Ветер – это невидимая, но ощутимая сила, сгибающая огромные деревья. Мы не видим Бога, подобно тому, как не видим и ветер, но результаты Его действий не заметить невозможно!
В заключение мне хотелось бы привести простой и удивительный опыт, рассказанный митрополитом Антонием Сурожским: «Ко мне подошел молодой человек и говорит: “Судя по вашему платью, вы верующий, священник?” Я ответил: “Да”. –“А я вот в Бога не верю…” Я на него посмотрел, говорю: “Очень жаль!” – “А как вы мне докажете Бога?” – “Какого рода доказательство вам нужно?” – “А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него…” Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: “Вы женаты?” – “Женат”. – “Дети есть?” – “И дети есть”. – “Вы любите жену?” – “Как же, люблю”. – “А детей любите?” – “Да”. – “А вот я не верю в это!” – “То есть, как: не верю? Я же вам говорю…” – “Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…” Он задумался: “Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!..»
Может быть, стоит посмотреть на вопрос о существовании Бога с другой точки зрения?!
А. Богданенков, г. Чечерск, Беларусь
Газета «Сокрытое Сокровище» № 1 (153) январь 2010 г.