Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Александр Макаров:
Постом громадное большинство наших современников называют исключение из ежедневного меню известного рода пищи, называемой скоромной. Однако этим не исчерпывается ни содержание, ни тем более смысл поста. Воздержание от скоромной пищи делает наши чувства более тонкими, располагает к духовной работе над собой. Истинный пост является также прекрасным средством воспитания воли и одновременно “тестом”, позволяющим определить состояние души верующего человека: если следствием поста становится осознание своего недостоинства, видение своих грехов, то все хорошо. Если же человек начинает гордиться своими аскетическими подвигами, осуждая при этом других за их слабости, то он находится на пути к духовному падению.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский:
Истинный пост, наряду с молитвой и делами милосердия, является одним из покаянных дел, а не диетой, о чем не надо забывать.
Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский:
У нас нет постоянных, регулярных постов, согласованных с какими-то христианскими праздниками. Это не значит, что у протестантов вообще нет поста. Иисус Христос сказал, что любых качественных изменений человек может добиться постом и молитвой. Мы обычно практикуем однодневные и редко трехдневные посты, которые существуют для священнослужителей. Прихожане же могут поститься три дня только с благословения пастыря и лишь в том случае, если у них это вызвано какими-то нуждами. Но во время этих постов мы воздерживаемся от всякой пищи, кроме воды, сока. Истинный пост, смиряя нашу плоть, должен способствовать тому, что человек начнет жить более нравственной, святой жизнью, будет больше любить людей, прощать их.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин:
Смысл истинного поста, как мусульманского, так и христианского, иудейского в том, чтобы приблизиться к пониманию главного замысла Творца и выполнять те заветы, которые предписаны каждому верующему человеку.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган:
Пост у иудеев является своего рода уроком скромности, они должны скромно одеваться, вести скромный образ жизни, отказываясь от развлечений. Это не скорбь, а знак смирения перед властью Законов Всевышнего. Постясь, мы выражаем свое согласие жить в соответствии с Высшей Волей.
Секретарь Евро-Азиатского Отделения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня Михаил Каминский:
Для многих пост подразумевает полное воздержание от пищи на определенный срок. Так постится и большинство адвентистов седьмого дня. Возможно и частично сократить свой рацион, оставив только легкую, незамысловатую пищу. Но практика поста этим не исчерпывается. Пост – это добровольное самоограничение. Вы можете отказаться от времени общения с друзьями ради ухода за больным соседом, отказаться от просмотра телепередач ради чтения Священного Писания. Как и когда поститься, человек принимает решение сам. Но не это главное. Важно, что целью истинного поста является приближение к Богу. Поэтому, пост без молитвы и исполнения воли Божьей не имеет смысла. Как сказал пророк Исаия: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Исаия 58:6-7).
Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (108) апрель 2006 г.