Апостол Симон Кананит: террорист, поверивший в любовь

Уже с первых месяцев служения Христа его популярность была необычайно высока. Многие люди самых разных взглядов, профессий и достатка стремились оказаться в числе его слушателей. Среди них присутствовал и некто Симон, которого впоследствии Христос приглашает в число двенадцати учеников. Всё, что Писание рассказывает об этом человеке, ограничивается его прозвищем Кананит (Матфея 10:4) или Зилот (Деяния 1:13).

Некоторые исследователи Библии утверждают, что прозвище Кананит указывает на то, что Симон был родом из городка Каны Галилейской, где он стал свидетелем чуда превращения воды в вино, после чего и поверил в Христа. Другие же говорят о смысловом значении имён: Кананит (с арамейского) и Зилот (с греческого) обозначает одно и то же “ревнитель” (закона). Во времена Христа зилотами называли группу ортодоксальных иудеев, строго охраняющих национальные культурные и религиозные обычаи и готовых убивать тех, кто их нарушает. Проще говоря, это были националисты, методом работы которых был террор.

Зилоты могли прятать в складках одежды короткие кинжалы, чтобы на месте поражать тех, кто совершал святотатство. Можно с уверенностью сказать, что один из двух мечей, имевшихся у апостолов и упомянутых в Евангелии от Луки 22:38, принадлежал Симону.

Зилоты в первую очередь боролись против владычества римлян, в которых видели язычников и разрушителей национальных устоев. Возможно, Симону стали близки идеи Христа о Царстве Небесном, которые в сознании народа и учеников ассоциировались с освобождением Иудеи от Римского владычества. Однако, находясь рядом с Иисусом, Симон пережил и внутреннее перерождение: он не поднял руки на мытаря-предателя Матфея, а после смерти Учителя не разочаровался и не покинул ряды апостолов.

Римляне в свою очередь боролись с зилотами, считали их крайне опасными и фанатичными. Наличие зилота (а значит, и его друзей) среди учеников вызывало тревогу у римлян. Очевидно, римские власти не имели ясного представления о том, что проповедует Христос, видели в Нём бунтовщика, ожидали кровопролития, мятежа. Не даром для Его ареста в Гефсиманском саду было направлено «множество народа с мечами и кольями» (Матфея 26:47), среди них были римские «воины и тысяченачальник» (Иоанна 18:12).

В 66-67 г.г. н.э. зилоты с безумной яростью сражались с римлянами, наголову разбивая их отряды. Историки считают, что именно агрессия зилотов стала причиной масштабной кампании римлян против иудеев, в результате чего в 70 г. н.э. был разрушен Иерусалим. Эти события необыкновенно ярко описаны Иосифом Флавием, который некоторое время был предводителем отряда зилотов, в книге «Иудейская война». Он пишет о том, что защищая свои земли от римлян, зилоты «не ценили жизнь и не боялись никакой смерти». Но Симона Кананита среди них уже не было: он стал ревнителем совсем других идей — идей мира, любви и прощения. Его проповедь звучала на берегах Чёрного моря, в Закавказье, где он и принял мученическую смерть за своего Учителя и Господа.

Роман Семьин

Газета «Сокрытое Сокровище» № 1 (189) январь 2013 г.