Борис Леонидович Пастернак

1870

Борис Леонидович Пастернак родился и вырос в Москве. Отец его был живописцем, мать – пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества определили его умение писать с натуры, которое он позднее называл субъективно-биографическим реализмом. В семье поэта царила творческая и деятельная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не пропало даром. Уже ранние стихи и проза несут свидетельства серьезного поэтического воспитания, профессионального владения музыкальной композицией и дисциплины мысли, которые счастливо сочетались с врожденной чувствительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, – писал он, – зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить, не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение».

Библия много значила для Б. Л. Пастернака. Он писал: “Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное”.

В стихотворении “Гамлет” поэт поднимает тему выбора человека, который решает вступать ему на ее зыбкую почву или остаться за ее пределами. Шекспировский герой, который становится одиноким поэтом, стоит именно перед таким выбором, и старается понять, какой путь верен:

Гул затих, я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Неизбежно Пастернак задается вопросом и о своем месте в современной истории. Он приходит к выводу, что нести истину людям – а именно для этого и нужен поэт – занятие не просто не благодарное, а опасное. На этом этапе повествования “Гамлета” лирический герой ассоциирует себя с Христом, молящимся о чаше в Гефсиманском саду:

Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Герой, все еще сомневаясь в своем выборе, внезапно понимает, что его путь неотвратим. Он должен быть готов на жертву во имя людей, неотступно следуя высокому промыслу:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Иисус Христос представлен в лирике Б. Л. Пастернака рядом евангельских сюжетов. Прежде всего, это рождение Спасителя. Стихотворение “Рождественская звезда” рассказывает о чуде рождения Христа в обыденной обстановке:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Образ сияющего младенца – это не только напоминание о великом событии человеческой истории, но и противопоставление серой обыденности настоящего: “С порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества”.

Своей вершины евангельская тема достигает в стихотворении “Гефсиманский сад”. Сцена ареста Христа наполнена заповедями. Так, Христос обращается к Петру, который пытался оказать сопротивление солдатам: “Спор нельзя решать железом, вложи свой меч на место, человек”. Особенно примечательно, что эти стихи входят в цикл “Стихотворения Юрия Живаго”, который является приложением к роману Пастернака “Доктор Живаго”. Как известно, роман посвящался жестокому веку гражданской войны, и евангельские мотивы должны были призвать людей к миру, сделать человека вновь человеком. Сильнейшим аккордом звучит завещание Христа:

Я в гроб сойду, и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как барки каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Поэт говорил: “Во всем мне хочется дойти до самой сути”. Это стремление привело его к Богу, к постижению таинств бытия.

Подготовила З. Соколова