Черный квадрат

3342
Черный квадрат Казимира Малевича

В своё время картина «Черный квадрат» Казимира Малевича наделала много шума, из-за которого и стала широко известной. Одни называли её безвкусицей, другие считали венцом — summa summarum — всего искусства, а третьи называли её иконой!

На выставке полотен авангардистов именно эта картина висела в углу. Для русского человека этот намёк был откровенно шокирующим, ведь по традиции красный угол был предназначен только для икон.

Сам Казимир Малевич считал своё произведение именно иконой. «Но там же никто не изображён!» — скажете вы. Верно, там нет изображения, только чёрный квадрат, но это символ того времени. Духовный символ состояния души поколения, которое разочаровалось в ценностях своего времени.

Черный квадрат Казимира Малевича
«Черный квадрат» Казимира Малевича

Здесь необходимо заметить, что поклонение иконам — это не то же самое, что поклонение Богу. Поклонение иконам при духовной тьме приводит к тому, что толпа при одном общественном строе идёт в крестном ходе за иконой, а при другом — громит храмы. Иконы не в силах преобразовать характер человека и наполнить его светом истины, наоборот, изображения божества низводят духовное на уровень физического, а также умаляют значение Слова Божьего. Не зря Библия нас предупреждает: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы… не сделали себе изваяний, изображений…» (Второзаконие 4:15, 16).

Некоторые эксперты по искусству называют «Чёрный квадрат» антииконой, потому что на нём всё поставлено в противоположность канонам иконописи. В иконах используется золотой цвет, символ небесного, а на картине Малевича — чёрный, который в иконописи используется только для иллюстрации смерти. Тем самым картина выступает как окно, через которое не виден свет, а видна тьма. Сам Казимир Малевич заявлял, что на «Чёрном квадрате» всё искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства.

Для Малевича не существовало различий между добром и злом, Богом и дьяволом. Он отвергает само понятие Слова Божьего и предлагает новый мир, где нет места для Бога и верующих в него. Однако возможно, что Казимир Малевич чувствовал себя творцом нового искусства будущего. За время своего творчества он пишет семь или восемь чёрных квадратов и некоторое количество других разного цвета.

В 1935 году Малевича хоронят в гробу его собственной конструкции. На его могиле ставят бетонный куб с изображением чёрного квадрата.

Много времени прошло, но изменилось ли что-либо в духовной жизни нашего поколения с той поры? Рассматривая чёрный квадрат, я подумал, что эта картина похожа на телевизор. Во многих домах наших современников на самом почётном месте стоит такой квадрат — свой! Квадрат духовного мира — экран телевизора, перед которым люди чувствуют себя хорошо и приобретают духовные ценности. Этот квадрат имеет силу преображать и ставить в зависимость от себя. Чёрный квадрат продолжает завораживать сотни миллионов наших современников. Является ли это планом Бога для нас? Конечно, прогресс техники невозможно остановить, и мы пользуемся этими достижениями. Но тут что-то не так. Если мы задумаемся хотя бы на минуту: как много времени у нас после всего этого остаётся для реального общения с Творцом и нашими близкими? Будем честными хотя бы перед собой! Итак, что же у нас стоит на самом почётном месте в жизни? Не отнимет ли этот квадрат у нас и наших детей становление характера?

Андрис Пешелис,
Печатается в сокращении.
Полную версию см. в журнале
«Обзор мировых вопросов», №4, 2013 г.

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (210) октябрь 2014 г.