Десять заповедей: свод запретов или слова Завета?

Слово «заповедь» вызывает у людей разные ассоциации. Кто-то понимает под этим словом запрет, ограничение, а кто-то видит в нем благо, ниспосланное свыше для человека. Кому-то кажется, что заповеди – это всего лишь буквы, которые не могут изменить жизнь человека, а кто-то видит в священных словах указание на Бога – Источник жизни и спасения. В Торе (Пятикнижии Моисея – первых пяти книгах Библии) содержится 613 заповедей и повелений, касающихся различных граней человеческой жизни и служения Богу. Особое место среди них занимает Десятисловие, то есть Десять Заповедей. Они хорошо известны не только верующим, их принято считать основой человеческой нравственности вообще. Они действительно уникальны.

Прежде всего, следует отметить их особое положение среди других законов и постановлений Торы. Десять Заповедей – это свод законов, дарованный Богом на горе Синай. Они выражают суть завета между Богом и Его народом, остальные же постановления служили своеобразным комментарием к ним, разъясняющим тонкости их исполнения в определенных жизненных ситуациях.

На особый статус Десяти Заповедей указывает еще и то, что Бог собственным перстом написал их на двух каменных скрижалях, желая тем самым подчеркнуть их авторитет (Исход 31:18)

Бытует мнение, будто Десять Заповедей – всего лишь свод запретов, ограничивающий свободу человека. Такой обывательский подход основан на поверхностном знакомстве с Десятисловием. К сожалению, даже в христианском мире укоренилось мнение, согласно которому Десять Заповедей – это «иго закона», «мертвая буква», в связи с чем вечные слова Бога считаются несовместимыми с вестью Евангелия. Они, якобы, лишают верующих «свободы во Христе».

Десять Заповедей названы в Библии «словами завета» (Исход 34:28). Слово «завет» на иврите означает «договор», «союз». Сам факт, что Всевышний заключает договор с кем-нибудь из людей, весьма интересен и кажется чем-то необычным. В противовес греческой философии и восточной мистике, где представления о Боге настолько «возвышенны», что совершенно исключают возможность Его вмешательства в ход истории, Библия говорит о Нем иначе.

Несомненно, Бог чрезвычайно превознесен над всем созданным Им, однако это не означает, что Он не может быть чрезвычайно близким человеку. Заключая завет с Ноем, Бог фактически заключил его со всем человечеством, пообещав не поражать земли водами потопа (Бытие 9:1-17). Когда же Господь заключил завет с Авраамом, Он дал обещание благословить в семени его все народы, то есть послать в мир Мессию (Бытие 12:1-3;15:18; 17:1-14). Он заключил завет со всеми верующими во Христе из всех народов, поэтому Иисус на Пасхальной Вечере, преломляя хлеб и подавая ученикам, сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Луки 22:20).

Поскольку отношения завета являются непреходящими, неизменны и его условия, «слова завета», или Десять Заповедей. Поэтому Иисус сказал: «Не думайте, что я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17).

Поэтому было бы ошибочно воспринимать Десять Заповедей только как нравственные нормы или кодекс «хорошего» человека. Такое понятие приводит к тому, что люди вполне комфортно чувствуют себя и без Заповедей, и без религии вообще, считая, что достаточно просто «поступать хорошо», чтобы быть чистым перед Всевышним.

На самом же деле Десять Заповедей имеют, прежде всего религиозную основу, то есть они неразрывно связаны с верой в Бога и поклонением Ему.

В Священном Писании нравственность не мыслится вне истинной религиозности. Именно в этом глубокий смысл заповедей Закона Божьего, которые вы видите на этой странице в том виде, в каком их дал человеческому роду Господь. «Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна» (Псалом 118:96).

Д. Цолин,«Знамения времени»

Достоинство и качества Божьего характера отражены в Его Законе.

  1. Бог – свят (1 Петра 1:16) – закон свят, и заповедь свята (Римлянам 7:12).
  2. Бог – праведен (Иоанна 17:25) – все заповеди Божьи праведны (Псалом 118:172).
  3. Бог благой, добрый (Матфея 19:17) – заповеди Божьи добры (Неемия 9:13; Римлянам 7:12).
  4. Бог есть истина(Иеремии 10:10) —  заповеди Божьи истина (Псалом 118:86, 142).
  5. Бог есть дух (Иоанна 5:23) — закон духовен (Римлянам 7:14).
  6. Бог верный (Второзаконие 7:9) — все заповеди Его верны (Псалом 110:7).
  7. Бог чудный, творец чудес (Исаия 9:6, 15:11) – закон Божий содержит чудеса (Псалом 118:18).
  8. Бог есть любовь (1 Иоанна 4:8) – любовь есть суть закона (Римлянам 13:10).
  9. Бог совершенный (Матфея 5:48) – закон Господа совершенен (Псалом 18:8).
  10. Бог неизменный (Иакова 1:17) – закон Божий неизменный (Луки 16:17).
  11. Бог вечный (Исаия 40:28) — закон Божий вечный (Псалом 110:8).

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» февраль 2004 г.