Приходилось ли вам слышать, что Христос отменил Закон? Это важный вопрос – должны ли христиане быть ограничены рамками заповедей? К тому же для многих людей само понятие Закон не ассоциируется ни с чем хорошим, лишь с наказанием, осуждением, несвободой. Но Библейское учение об отношении Христа и Закона открывает другую, радостную и светлую его сторону. Есть ли выход?
«Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Левит 18:5). Так сказал Бог о Своем Законе в Ветхом Завете. А в Новом Завете было добавлено: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). Нельзя не заметить, как высоко поднята планка Божьего Закона. Однажды Иисус спросил: «Что написано в Законе?». Ему ответили: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27). Как много за этими словами. Тут и послушание от всего сердца каждому слову Всевышнего, и уважение, такт, доброжелательность в отношениях с любым человеком. Легко ли нам повиноваться такому Закону? Нельзя пропустить и строгое отношение Библии к его нарушению: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10). Легко прийти к выводу, что все люди виновны перед Законом Бога.
Более того, предположим, вы решаетесь больше никогда не лгать супругу, не раздражаться, не злиться, не участвовать в ссорах. Есть ли гарантия, что вы не сорветесь? Тот же вопрос можно задать и алкоголику, зарекшемуся не пить более, и вору, зарекшемуся не воровать. Бедные мы люди! Умом понимаем, что хорошо, но при этом не в силах противостоять чувствам, которые ведут к плохому. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам 7:19). Да, человек не может жить в согласии с Законом Бога. Причина в том, что человек – грешник. Его природа противится заповедям Всевышнего. Желания, чувства, живущие в нашем теле, не дают повиноваться заповедям, поэтому и заповеди не имеют силы дать нам благословения и жизнь. Сам по себе Закон не может изменить нас и сделать из грешников праведниками.
У этого вопроса есть еще более удручающая сторона. Нарушение Закона – это грех, а «возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Это наказание. Это проклятье попранного, нарушенного Закона. Грешник проклят. Грешник обречен на смерть. Есть ли выход?
Выход открыл Христос
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Галатам 3:13). Христос принял на Себя всю тяжесть проклятья. Бог говорит, что любит людей. Неужели ради этой любви Он не мог просто отменить наказание или внести поправку в ту часть закона, которая проклинает преступника смертью? Нет! Бог не мог этого сделать, потому что справедливость требует возмездия. Но, полный решимости спасти грешника, Господь взял его наказание на Себя.
«Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Римлянам 8:3). Для Бога грех и грешник не одно и то же. Он ненавидит грех, но любит грешника. Так любит грешника, что захотел спасти его любой ценой. И так ненавидит грех, что захотел осудить его любой ценой. Единственным способом сделать это была добровольная смерть чистого от греха Сына Божьего. Смотря на Голгофу, где Он распят, мы видим, чего стоит преступление Закона Божьего. О, бездна премудрости Божьей! Он совершил суд над преступлением, не приводя на суд преступника. Грех осужден, а грешник? «Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). Видя, какая цена уплачена за наши преступления, мы можем раскаяться в них и получить прощение.
Восстановление праведности
Павел утверждает, что Христос принял на себя проклятье Закона, «чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:13,14). Для чего же Дух Святой нужен? «Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 8:4). Закон нуждался в оправдании? Конечно! Мы видели, что Закон, хотя и должен был быть источником благословения и жизни, стал для человека источником проклятия и смерти. И это по простой причине – грешный человек не может жить с Ним в гармонии. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Римлянам 7:14). Единственный способ оправдать Закон, т.е. восстановить его положение, как дающего жизнь и благословение, это восстановить способность человека повиноваться Его заповедям. Мы можем угодить Богу и покориться Его Закону, когда в нас живет Дух Святой.
Победа силой Святого Духа
Нет вопроса: отменил ли Христос Закон? Своей смертью Он лишь подтвердил его справедливость. Нет и вопроса: должны ли мы жить в рамках заповедей? Конечно, должны. Есть вопрос: как это сделать?
Мы можем до конца своих дней бороться с плохими привычками и недостатками, но так и не победить. Мы можем быть очень серьезно настроены, приняв решение изменить жизнь к лучшему, но скоро нас постигнет разочарование. Вначале надо получить прощение за грехи прошлого, исповедав их в молитве. А затем, твердо веруя в то, что Бог выполняет обещанное, попросить дар Духа Святого. Только после этого, сохраняя твердую веру, можно приступать к какой-либо реформе в жизни. Только после этого мы получим способность жить в соответствии с возвышенными заповедями Закона. И тогда мы увидим, что жизнь в гармонии с Ним, воистину благословение.
Давайте вместе молиться об этом Богу. Отче наш, сущий на небесах! Благодарю Тебя за то, что Твой Сын принял наказание за вину моих преступлений Закона. Прости меня. В сердце, очищенное прощением, пошли Духа Святого, чтобы я больше не преступал твоих святых повелений. Аминь.
М. Каминский