Иоганн Себастьян Бах (1685-1750 гг.) – великий композитор, автор огромного количества музыкальных произведений, созданных на основе образов Библии. Благодаря Баху и его музыке, и сегодня звучащей в церквях и концертных залах, в христианских общинах и частных домах, Благая весть приходит к огромному количеству самых разных людей. В переводе с немецкого «Бах» означает «ручей». «Не ручей – море ему имя!» – воскликнул Людвиг ван Бетховен. И это истинно так.
Иоганн Себастьян, восьмой ребенок в небогатой немецкой семье, остался в 10 лет круглым сиротой. Иоганн обладал огромным талантом, переходил из класса в класс быстрее других детей и, благодаря самостоятельной учебе, обладал глубокими знаниями. Рано потеряв родителей, Бах не избежал и других страданий. Его первая супруга быстро скончалась. Из двадцати детей от двух браков лишь девять пережили отца. Бах страдал оттого, что пришли новые времена, оставлявшие все меньше места для его музыки. В конце жизни Бах ослеп. Его реквиемом, который он диктовал на смертном одре, стал хорал, названный «Я иду к Твоему трону».
Единственным вдохновителем творчества Баха был Творец. Ему посвящены почти все произведения композитора, как благодарность за ниспосланный дар, и Им держится все величие музыки Баха. Где бы ни жил и не творил великий мастер, своему кредо веры и любви он нигде и никогда не изменял. И когда он был мальчиком в хоре, и когда – городским органистом, придворным музыкантом, учителем, – главным для него было творчество. Не случайно свои партитуры он подписывал S.D.G. (Soli Dei Gloria) – “Одному Богу слава”, J.J. (Jesu Juva) – “Иисус, помоги” или I.N.J. (In Nomini Jesu) – «Во имя Иисуса». Всю жизнь Бах служил в церкви, регулярно создавая новые произведения. Казалось, это ремесло. Но Бах сумел поднять ремесло на уровень боговдохновенности. В течение одного церковного года кантор должен был написать 59 кантат, к каждой воскресной службе, не считая произведений на случай праздников. Композитор сочинил пять годичных циклов духовных кантат, по одной к каждому воскресенью и празднику: эти высокохудожественные музыкальные отрывки продолжительностью более четверти часа – уникальное собрание христианской музыки.
Известнейшими произведениями Баха являются «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Месса си минор». А еще – «Пасхальная оратория», инструментальные композиции «Бранденбургские концерты», «Вариации Гольдберга»…, мотеты и кантаты. И все это – о Христе. По мнению самого композитора, даже инструментальная пьеса должна содержать указание на мудрость Бога-Создателя. Бах не замалчивал теневые стороны жизни – грех, смерть, страх, пучины ада, однако его музыка повествует о том, как Бог укрепляет жизненные силы человека. Здесь Бах проявил себя как хороший миссионер, знающий, как донести людям Благую весть на их языке. Его музыка волнует, она впитала в себя мудрость Евангелия – ободрение, утешение и убежденность в том, что, несмотря на смерть и страдания, человек может обрести уверенность и надежду. Бах стал проповедником для многих, кто все еще живет в стороне от веры. И хотя они этого даже не знают, он играет и поет для них о радости Евангелия.
Творить для Господа было главным в жизни музыканта. Известность – вторична и необязательна. При жизни Баха была опубликована лишь одна его кантата. Не о славе думал великий гений, а о том, чтобы гармоничнее выразить то, что жило в его сердце. От начала до конца Бах оставался церковным музыкантом. В зените своей славы он отказывается от единственной светской должности, которую занимал, — места капельмейстера при дворе принца Леопольда. Вместо этого он избирает скромное место кантора при церкви в Лейпциге, где окружает себя незаменимым и уникальным миром церковной музыки.
Умер композитор в скромной обстановке, его могила даже не была обозначена. Когда Бах скончался, в протоколе магистрата Лейпцига было записано: «…среди прочих, умер кантор школы Фомы…» Бах не оставил завещания. Сыновья разделили рукописи и инструменты. Главное же наследство – вечная музыка – досталась грядущим векам.
Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (114) октябрь 2006 г.