Праздник Пасхи

Во времена Ветхого Завета в четырнадцатый день первого месяца (по иудейскому календарю – месяц авив) праздновался праздник Пасхи. Это было время сбора урожая и начало нового года. Особые события в истории израильского народа сделали этот месяц первым в чреде прочих. Слово Пасха означает: «перескочить и не задеть», или «пройти и не затронуть». Немного странное название для праздника, не так ли? Какова же его история?

Исход из Египта

Подходило к концу четвертое столетие пребывания потомков Авраама в земле Египетской. Последние десятилетия демографический рост среди израильтян встревожил руководителей государства, усмотревших угрозу в многочисленном иноплеменном народе, проживающем на территории Египта. С тех пор иудеи были поставлены, что называется, вне закона. Их права как свободных тружеников страны были попраны, израильтян превратили в безвольных рабов, чье потомство подлежало уничтожению в целях остановки численного роста. Это было ужасное время национализма и насилия. Та эпоха для израильтян сравнивается в Библии с пребыванием в железной печи (Второзаконие 4:20).

Но иудеи были потомками избранных Богом людей: Авраама, Исаака, Иакова. Бог обещал Своим избранникам, что однажды, в самый трудный момент жизни их потомков, вмешаться, чтобы спасти и освободить. История выхода из рабства связана с пророком Моисеем, который, придя от имени Яхве к фараону, повелел: «Отпусти народ Мой». Но вся экономика Египта была построена к тому времени на использовании рабского труда, и фараон не отпустил иудеев. Тогда последовали трагические события, принуждавшие фараона дать израильтянам волю. Последним Божьим наказанием, после которого иудеев не просто отпустили, но поскорее выгнали, было поражение всех первенцев в земле египетской.

Праздник Пасхи Ветхого Завета

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство… Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и ПРОЙДУ МИМО ВАС, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исход 12:1-13).

Итак, обратите внимание на выделенные части библейского отрывка. Это был вечер четырнадцатого дня месяца авива, когда Иудеи закололи агнцев и их кровью помазали косяки дверей своих домов. В ту ночь ангел-губитель прошел по земле Египетской и поразил в каждой семье старшего сына. Он проходил мимо лишь тех домов, которые были отмечены кровью пасхального ягненка. В ту ночь смерть посетила каждый дом, но где-то это были непокорные Всевышнему люди, а где-то вместо людей умирал пасхальный ягненок, глядя на кровь которого, ангел-губитель проходил мимо. И пока длилась эта ночь, пасхальный ягненок съедался людьми, одетыми в походную одежду, потому что им было обещано, что наутро они обретут свободу и смогут уйти. Эти и есть древняя Пасха. Пасха – это когда гибель проходит мимо.

Нужен ли праздник Пасхи современному человеку?

Но кто-то спросит: «А какое отношение все это имеет к христианской Пасхе?» Прямое. Пасхальные ягнята в древности символизировали будущую смерть Иисуса Христа. Апостол Павел в своем послании записал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7).

Каждый из живущих на земле нуждается в освобождении. Рабство греха и вредных привычек – это наследство от наших прародителей: Адама и Евы, которые, проявив непослушание Богу, оказались под властью лукавого и обрекли на потерю бессмертия весь человеческий род. По закону, установленному во Вселенной, каждый грех должен быть наказан смертью. Но Божий Сын Иисус Христос для того и приходил на землю две тысячи лет назад, чтобы принести в жертву Себя Самого и дать возможность избежать наказания тем, кто примет верой Его искупительную жертву любви. Иисус умер, чтобы отвратить от нас гнев Божий и дать нам жизнь. Библия говорит: «…Христос умер за грехи наши…» (1 Коринфянам 15:3); «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши…» (1 Петра 3:18).

Праздник Пасхи Нового Завета

Иисус Христос был предан в руки тех, кто Его распял, именно в день, когда закалывались пасхальные ягнята. «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою… Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть» (Луки 22:1, 47).

Перед этими трагическими событиями Иисус Христос собрал учеников на последнюю вечерю, на которой вместо ветхозаветного праздника Пасхи установил служение, которое должно было увековечить память о Его великой жертве. Для этого Он взял хлеб, «возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Коринфянам 11:24). Хлеб, который должен символизировать тело Агнца Божьего, Иисуса Христа, был пресный, так как любая закваска в Библии символизирует грех, а Христос безгрешен. По этой же причине в дни празднования Пасхи во времена Ветхого Завета в домах верующих не было ничего квасного: только пресный хлеб и неперебродившее вино. Дни те назывались «праздник опресноков». На последней вечере Иисус Христос поднял чашу с чистым, неброженным виноградным соком и произнес: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Коринфянам 11:25, 26). Последователи Иисуса Христа, спасенные Его смертью, съедают символ Его тела, так же как это происходило с Пасхальным ягненком в древности, а выпитое вино, как и кровь закланного агнца, символизирует кровь Спасителя, пролитую за наши грехи.

Пасха Ветхого Завета, праздновавшаяся 14-го авива, утратила свое значение с момента Голгофской смерти Иисуса Христа, так как Им была принесена совершенная жертва, которая может искупить грехи всех прошлых и последующих поколений людей. А Пасха Нового Завета празднуется верующими всякий раз, когда они собираются для принятия хлеба и вина – символов тела и крови Сына Божьего, отданных ради нашего спасения. По библейскому установлению, это может происходить несколько раз в год и в любые дни: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Коринфянам 11:26).

Этот отступивший от Бога мир был обречен на гибель от судов Всевышнего. «Ибо возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Но Сын Божий это возмездие принял на Себя, и наша гибель прошла мимо. Это и есть Пасха.

Находитесь ли вы в числе тех, чья жизнь омыта кровью Божьего Агнца? Приняли ли вы Его жертву?

М. Каминский

Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (144) апрель 2009 г.