Преследования за веру: истоки и последствия

В разные периоды времени в обществе то наступают времена религиозной свободы, то государство, поддерживая одно из религиозных направлений, пытается законодательными и силовыми мерами подавить инакомыслие. В чём причина религиозной нетерпимости? Где её истоки? Угодна ли она Богу? И чем грозит вмешательство политики в религиозную сферу?

Чтобы ответить на эти непростые вопросы, давайте отправимся в маленький средневековый городок Констанц, расположенный почти в самом центре Европы. Именно здесь в 1415 году собрался Констанцский собор. Собор осудил идеи профессора пражского университета, доктора богословия Яна Гуса. Его обвинили в том, что он не верит в непогрешимость Римского Папы, отвергает целибат (запрет вступать священникам в брак) и выступает против индульгенций, называя их духовной сделкой, оскорбительной для Бога. Ян Гус как упорствующий в ереси должен был быть лишён священнического сана, его надлежало «предать светским властям» и сжечь на костре. Эта процедура началась с торжественной мессы в кафедральном соборе Констанца. Епископ благословил каждого, кто будет участвовать в уничтожении еретиков.

Не менее жестоко преследовались многие учёные, запрещались вскрытия трупов и занятия хирургией. В 1609 году Галилео Галилей сконструировал первый в мире телескоп и открыл спутники Юпитера и пятна на солнце. Телескоп был незамедлительно объявлен «дьявольским инструментом, обманывающим глаза наблюдателя». А осенью 1633 года 70-летний учёный был арестован и предстал перед судом инквизиции.

Сегодня ни один историк точно не скажет, сколько людей разделили участь Гуса и Галилея. Но жертв было много. В одной только Испании инквизитор Томас де Торквемада за 18 лет своей деятельности сжёг, подверг пыткам и тюремным заключениям более ста тысяч человек, за что и получил титул «великого инквизитора».

Чем же была вызвана такая религиозная ненависть? Причина крылась в одном — в претензии на исключительность и убеждённость в своей абсолютной непогрешимости перед Богом со стороны церкви, пользующейся поддержкой государства.

Приведём небольшую цитату из догмата о непогрешимости Римского Папы: «Папа (Римский) есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его или о нём. Папа имеет божественную власть, и власть его не ограничена… Что сделано Папой, то всё равно, что сделано Богом».

Говоря о Втором пришествии Христа, апостол Павел напишет: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придёт,] доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:3, 4).

Мартин Лютер, через 100 лет после Яна Гуса призывавший к реформе в католическом мире и чудом избежавший костра за свои призывы, впоследствии написал: «О, Христос, мой Владыка, устреми взгляд с небес… разрушь гнездо диавола в Риме! Там восседает человек, о котором Павел сказал, что он возвысится над Тобою и воссядет в Твоей Церкви, поставит себя как Бога, будучи человеком греха и сыном погибели».

В то время как религиозные лидеры упиваются собственной властью, в церковной среде всегда находятся честные, любящие Бога христиане. Нет никакого сомнения, что Бог знает таковых и приготовил им место в вечности. Многие из них стали реформаторами. Именно они сформулировали первые протестантские принципы.

Первоначально лидеры Реформации стремились лишь очистить папство от злоупотреблений, но жесточайшие гонения против реформаторов привели к возникновению протестантских общин. В одних землях Реформация шла более успешно, в других она останавливалась. Но самое главное — широко распространялась Библия, чтение которой по настоянию Римского Папы на Тулузском соборе в 1229 году для простых людей было запрещено. Несколько веков народ находился в духовной тьме, но именно в период Реформации Библия начала переводиться на языки народов Европы, и правда Божья становилась доступной каждому человеку. А вместе с тем делались достоянием гласности многие любопытные библейские пророчества…

Одно из них было записано апостолом Иоанном и рассказывает о женщине-блуднице. Она символизирует церковь, отступившую от чистоты библейского учения, разбогатевшую, одевшуюся в золото, жемчуг и драгоценные камни и начавшую преследовать всех несогласных с её действиями: «С нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле… И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её… Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откровение 17:2, 4, 6).

Каков же конец церкви-отступницы? Символическим языком книги Откровение Библия предсказывает её неминуемый конец и торжество Божьей справедливости: «Пал, пал Вавилон, великая [блудница]… ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её» (Откровение 18:2–5).

Дмитрий Мологин, www.proekt7d.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (233) сентябрь 2016 г.