Развенчанные боги Египта

920

Многим знакомо выражение «Десять казней Египетских», но далеко не все знают, что это за казни и чем они были вызваны. Между тем, они имеют символическое значение. Обратимся к библейской истории.

Когда-то народ Израильский был в рабстве у египтян. Евреи были весьма многочисленны, имели независимый дух, и фараон стремился усмирить их тяжелым трудом, а позднее издал указ, предписывающий убивать всех еврейских младенцев мужского пола. Этот указ был в полной силе, когда в благочестивой израильской семье родился сын. В течение трех месяцев матери удавалось прятать свое дитя. Потом, видя, что больше нет возможности скрывать его, она спрятала мальчика в специально подготовленной корзине среди камышей у берега реки. «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним» (Исход 2:5-6). Египетская принцесса решила усыновить младенца и назвала его Моисеем. Она также милостиво разрешила родной матери мальчика выполнить роль его кормилицы, и богобоязненная женщина использовала эту возможность, чтобы воспитать дитя для Господа. Многим знакомо выражение «Десять казней Египетских», но далеко не все знают, что это были за казни и чем они были вызваны. Между тем, они имеют символическое значение. Обратимся к библейской истории.

Бог избрал Моисея быть вождем израильского народа и освободить своих соплеменников из рабства. «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евреям 11:24-26). Пришло время, когда Господь обратился к Моисею и повелел вывести израильтян из Египта. Он послал его к фараону с требованием освободить избранный народ Божий.

Что же представляла собой религия Египта того времени? Политеизм – это вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя несколько десятков или даже сотен божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись непонятные или пугающие явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия или просто непогода. Можно сказать, что для каждого дня было какое-либо божество. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения. Многие животные, почитавшиеся божественными, мумифицировались после смерти: крокодилы, лошади, коровы, кошки и прочие. Павиан, например, почитался за бога мудрости, а навозный жук считался отпрыском богини плодородия.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Наглядным примером такого отождествления является знаменитая царица Хатшепсут, ставшая первой женщиной-фараоном. Придя к власти, Хатшепсут повелела изготовить множество изваяний сфинксов с собственным лицом. Часть из них сохранились до наших дней.

По мнению некоторых историков, именно Хатшепсут была той дочерью фараона, что подобрала младенца Моисея. Отец Хатшепсут, Тутмос I, не имел прямых наследников мужского пола. Единственной его прямой наследницей оставалась дочь, не имевшая детей. Этот факт может объяснить, почему дочь фараона купалась в реке, а не у себя во дворце (Исход 2:5). Она могла совершать церемониальные омовения и молиться богу Нила Хапи, который также считался богом плодородия. Как ответ на свою молитву, она увидела в камышах младенца, которого решила усыновить, сделав наследником царского трона. Только этим можно объяснить необычность поступка дочери фараона, усыновившей сына женщины-рабыни из презираемого египтянами народа. Она восприняла найденного младенца как дар, ниспосланный ей богом Хапи.

Но, пожалуй, одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Более того, каждый фараон сам претендовал на божественную сущность. С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

Господь сказал Моисею: «Явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исход 7:3). Эти знамения и чудеса пришли в форме «казней» Божьих, ниспосланных на фараона, народ, страну. Они были предназначены для демонстрации бессилия богов египетских. В каждой «казни» обнаруживается сила Божья, Его могущество, являемое как египтянам, так и израильтянам, чтобы они узнали, кто Господь.

Каждая из казней Божьих была конкретно направлена против того или иного бога Египта. Первая из десяти казней: вода в Ниле превратилась в кровь. Выше уже упоминалось о том, что в Египте поклонялись божеству Нила Хапи, считая его богом плодородия. Его просили о полноводных разливах, от которых зависели урожаи. И вдруг Нил, этот «источник жизни» для засушливого Египта, обращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки» (Исход 7:21). Египтяне убедились в полном бессилии своего речного божества.

Вторая, третья и четвертая казни – неожиданное размножение жаб, мошек и песьих мух – явно направлены против обычая египтян обожествлять представителей животного мира. Их появление и исчезновение по Божьему слову свидетельствует, сколь мало эти «боги» властны даже в собственной жизни.

Пятая и шестая казни: моровая язва и воспаление с нарывами. Как ни почитали египтяне львиноголовую Сахмет – «целительницу болезней», она не избавила от бедствия своих почитателей. «И не могли волхвы устоять перед Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах» (Исход 9:11).

Седьмая и восьмая казни: град и саранча. Ранее уже упоминалось, что египтяне обожествляли практически все, вплоть до природных явлений, таких как осадки или ветер, принесший саранчу: «Господь навел на сию землю восточный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу» (Исход 10:13). Господь показал власть истинного Бога.

Девятая казнь: тьма. Это был прямой вызов божественной сущности фараона. Само слово «фараон» означает «сын бога солнца Ра». Неужели же «сын солнца» не разгонит тьму? «И была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исход 10:22-23). Фараон оказался бессилен. Не в его власти было разогнать тьму или дать свет египтянам.

Десятая казнь: поражение первенцев. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» (Исход 12:29).

Это был конец славы и могущества фараона. Со смертью его первенца умер и миф о «божественном» происхождении владык Египта. Подданные фараона смогли воочию убедиться в «божественном» бессилии своего правителя и смертности его наследника, умершего так же, как и их первенцы. «И встал фараон ночью сам, и все рабы его и весь Египет, и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исход 12:30).

Только теперь фараон опомнился. Развенчанному божеству осталось последнее – спасти свою земную власть. «И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы» (Исход 12:31). Теперь у владыки Египта появились причины опасаться собственных подданных. Он не решался пойти против их воли, слишком уж глубоко в умах египтян укоренился страх перед израильтянами и желание скорее от них избавиться. «И понуждали Египтяне народ (израильтян), чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исход 12:33).

Злоба и гордыня фараона принесли свои горькие плоды. Страна, ослабленная десятью казнями Божьими и потерявшая свою армию в водах Чермного моря, оказалась беззащитной перед последовавшими вскоре чужеземными захватчиками, которые, воспользовавшись слабостью Египта, вторглись в его пределы вскоре после исхода евреев. Египет вступил в темные времена своей истории, но все же не отказался от своих богов. Поэтому через пророка Иезекииля Сам Господь обратился к египтянам: «Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую». (Иезекииль 30:13). Последующая история показывает, что это пророчество в точности исполнилось. Город Мемфис был настолько величественным, что по своим размерам уступал разве что Александрии. Тем не менее, то, что казалось несбыточным, произошло: город был полностью стерт с лица земли, и историки начала прошлого века даже не могли определить его былое местоположение. Не сохранились ни здания, ни развалины многочисленных храмов, никакие предметы культа. Отметим также, что со времён пророчества Египет находился под властью иностранных правительств (из земли Египетской действительно не было властителя). Окончательно система идолопоклонства в Египте была уничтожена в середине 7 века н. э., когда Египет был завоеван арабами. Коренные египтяне также были практически полностью уничтожены.

Подготовил А. Захаров

Исход

Ангел смерти летал над Египтом,
Весь Египет от страха дрожал.
«Ваши первенцы будут убиты», −
Так Господь фараону сказал.
Иудеи не спят в ожидании,
Кровью агнцев помазаны двери.
Не избегнет страна наказания,
Бог сказал – фараон не поверил.
Утром плач разбудил фараона,
Бог угрозу Свою исполняет,
По стране слышны вопли и стоны,
Дети Божьи страну покидают.
Пусть потомкам послужит уроком
Этот древних событий исход:
Верен Бог обещаньям и срокам,
Не оставит Господь Свой народ.

Людмила Владимирова,
г. Майкоп, Адыгея