Реформация обусловила комплексный взгляд медицины на человека

О влиянии Реформации на состояние медицины рассказывает Алексей Опарин — доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой терапии, ревматологии и клинической фармакологии Харьковской медицинской академии последипломного образования.

— Медицина до и после Реформации: как она изменилась?

— Чтобы по достоинству оценить влияние Реформации на развитие медицины, надо представлять, какой она была в дореформационный период.

Отсутствовала элементарная личная гигиена. Нам нравятся сказки о прекрасных принцессах и принцах, но, если бы мы узнали, что они мылись один, в лучшем случае, два раза в год, наше отношение к ним несколько изменилось. И это пренебрежение к элементарным правилам личной гигиены было отнюдь не случайным в средневековом обществе.

В средневековых городах полностью отсутствовала санитария. На базаре не существовало разграничения торговли: овощи, фрукты, мясо — всё вперемешку. Здесь же потрошили животных, чистили рыбу. Купленные здесь фрукты жители средневековых городов, как правило, не мыли. Поэтому процветали возбудители разных экзотических инфекций и болезней.

Средневековый город не имел канализации. Это тоже способствовало распространению заболеваний.

Мусор выбрасывали прямо из окон или дверей прямо на улицу. Поэтому средневековая улица, особенно осенью и весной, представляла собой болото, состоящее из помоев.

Уровень эпидемий был крайне высок — страшные эпидемии чумы, распространение проказы. Процветали различные нервно-психические заболевания: «пляска святого Витта», «тарантизм». Огромное количество людей впадало в странный, до сих пор не объяснимый с научной точки зрения, транс. В течение длительного времени люди танцевали до полного изнеможения, а порой до смерти, провоцируя массовую истерию и психоз.

Также эпоха средневековья характеризуется крайне высокими показателями детской смертности и крайне низкими показателями качества жизни.

— Какие есть исторические доказательства антисанитарии средневековых городов?

— Исторические хроники сохранили известие о том, что однажды король Франции Филипп II Август упал в обморок, когда он открыл окно своего дворца, и ветер подул со стороны города. Запах, действительно, был нестерпимый.

На средневековых гравюрах изображены люди с обувью, имеющей очень длинные носы. В такой обуви, напоминающей лыжи, люди могли скользить по грязи, которая царствовала на улицах средневекового города.

— Как люди того времени объясняли возникновение болезней?

— Церковь учила, что человек состоит из бессмертной души и грешного тела. Чем больше человек лелеет грешное тело, тем больше он потворствует греху. Поэтому к телу было отрицательное отношение. Отсюда отсутствие личной гигиены и нежелание бороться с любыми заболеваниями. Болезнь считалась наказанием от Бога, поэтому единственным способом лечения была молитва.

Также болезнь объяснялась одержимостью, следовательно, нужны были особые молитвы от одержимости.

Ещё одна причина болезни, по мнению средневековых медиков, — это неблагоприятное расположение звёзд. Здесь нужно было обращаться к астрологу.

Средневековая медицина учила, что в крови находится душа, следовательно, пролитие крови является страшным грехом. Церковь полностью запрещала развитие хирургии. Официально хирургия стала наукой только в 1731 году. До этого ни один медицинский факультет не готовил хирургов, а хирургией занимались банщики и целители.

Итак, медицина Средневековья представляла собой господство суеверий, алхимии, астрологии, магии и оккультизма. Отдельные представители медицинской науки того времени сияют подобно маленьким звёздам на тёмном небосклоне Средневековья, оттеняя собой эту мрачную эпоху.

— А кого можно привести из тех, кто сиял?

— В первую очередь, это арабские врачи, ведь арабская медицина в эпоху Средневековья была самой развитой. У них имелись прекрасные больницы и система аптек. Из европейцев мы можем назвать только отдельные имена, и то об этих людях нам почти ничего не известно.

— Какой был толчок к тому, чтобы пошёл процесс?

— Медицина Средневековья базировалась на антибиблейских учениях средневековой церкви, таких как бессмертие души. Церковь впитала в себя различные языческие верования, открыв тем самым дорогу оккультизму и магии.

Только реформирование церковной системы могло дать толчок развитию науки. Реформаторы начали с духовного состояния общества. Это был, с одной стороны, протест против союза церкви и государства, когда государство стало послушным орудием в руках церкви. С другой стороны, это был протест против антибиблейских доктрин, которые вплелись в христианское вероучение. Всё это привело к тому, что медицина скинула с себя цепи, которыми её обвязывала средневековая церковь.

Реформация познакомила общество с чистотой библейского учения, доказала, что религия не противоречит науке, а помогает её формированию, привела к тому, что открылись двери развития медицинской науки и практики.

Происходит бурный всплеск и подлинное развитие медицины: микробиологии, анатомии, физиологии; начинают формироваться клинические дисциплины.

— Какие выдающиеся открытия в области медицины были в эпоху Реформации?

— Эпоха Реформации положила конец более чем 1000-летнему периоду застоя в развитии научных знаний. Большинство основных научных открытий, которыми обладает современная медицина (строение клетки, функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т. д.), было сделано непосредственно после периода Реформации, который завершился формированием в большинстве стран Европы протестантской идеологии.

— С чем связано присутствие мистицизма в современной медицине?

— Длительное господство средневековой церкви привело к дискредитации Бога и христианства. Инквизиция, крестовые походы рисовали в глазах людей очень мрачного и жестокого Бога. Стрелка маятника качнулась от религиозного фанатизма к атеизму. Финалом этого процесса стала французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг., в результате которой атеизм стал государственной религией. Атеизм всегда влечёт за собой мистические учения. И это не случайно. Отвергнув христианское понимание духовной жизни человека, атеизм должен предложить что-то взамен. И этим «взамен» становится мистицизм.

Поэтому не случайно, начиная со второй половины XVIII века, формируются и такие направления, как гомеопатия, гипноз (тогда он назывался месмеризм), спиритизм и другие оккультные направления. К сожалению, они популярны и сегодня.

— Стоит ли верить или нет?

— С медицинской точки зрения, эти направления представляют собой полное шарлатанство, они никак медицински не подтверждены. Некоторым больным, действительно, вроде бы помогает. Но это больше обусловлено так называемым эффектом «плацебо», когда человек получает какой-то препарат, в котором на самом деле действующего вещества нет. Психологически человек понимает, что он вроде бы лечится, и ему становится легче.

Второй эффект связан с тем, что многие заболевания имеют в своей основе расстройство нервной системы — психологическое воздействие на таких больных играет большую роль, и «целители» используют его очень широко.

И, самое главное, рассматривая медицину с точки зрения библейской философии, мы понимаем, что есть силы добра и зла. Силы зла стремятся  воздействовать на человека, в том числе через эти «методы лечения».

— Что можно сказать об уровне современной медицины в Харьковской области, известных личностях?

— Область славится очень многими выдающимися врачами. Об этом говорят многие названия улиц: Шатиловка — профессор Шатилов, профессор Гиршман — улица Гиршмана, профессор Лямбль, открывший микроорганизмы лямблии.

Также можно выделить многих современных выдающихся учёных, таких как академик Любовь Малая — основатель Института терапии. Все достижения медицины, свершившиеся в период Реформации, были приняты современными украинскими врачами. Изучая биографию Гиршмана, Шатилова, мы видим, что это были великие врачи.

— Уходит ли медицина от библейских принципов?

— На Западе и у нас очень бурно развивается такое направление медицины, как психосоматика. Она говорит о том, что мы не должны лечить болезнь отдельно от больного и учитывать, что на течение заболевания большое влияние оказывает характер больного, особенности его типа личности, его семейное, социальное окружение. В этом мы видим очень чёткий библейский принцип, который говорит, что человек состоит из духа, души и тела, и мы должны комплексно рассматривать всего человека. Врачи в процессе лечения должны обращать внимание на состояние физического здоровья и социальное окружение больного. Безусловно, в этом — прямое наследие Реформации.

Беседовала Наталья КОПЫЛОВА
По материалам adventist.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 04 (252) апрель 2018 г.