Слуга слуг

1963

Евангелия от Луки 22:7-18,24; от Иоанна 13:1-17

В верхней горнице одного из домов Иерусалима за столом вместе со Своими учениками сидел Христос. Они собрались праздновать Пасху. Спаситель знал, что пришел Его час. Он должен быть принесен в жертву. Скоро ему предстояло принять крещение страданием. Но у Него еще оставалось время, и Он желал, чтоб оно прошло с пользой для Его возлюбленных учеников.
Вся жизнь Христа была примером бескорыстного служения. Об этом свидетельствовал каждый Его шаг. Однако ученики еще не усвоили этот урок до конца. На последней Пасхальной Вечере Иисус подтвердил Свое учение наглядным примером, навечно запечатлевшимся в их сердцах.

В этот последний вечер Иисус хотел многим поделиться со Своими учениками. Но Он видел, что они не вместили бы всего, что Он собирался сказать. Между ними не существовало единства, они завидовали друг другу. «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Этот спор опечалил Христа и причинил Ему боль.

Что должен был сделать Христос для этих бедных душ, чтобы сатана не одержал над ними окончательную победу? Как убедить их, что подлинное величие состоит в служении любви и истинном смирении? Как зажечь любовь в их сердцах?

На пиршествах по обыкновению слуга омывал гостям ноги, и на положенном месте стояли кувшин, таз и полотенце, но не было слуги, и кто-то из учеников должен был сделать это. Но все ученики находились в плену уязвленной гордыни. Казалось, они не понимали, что им нужно сделать. Они и пальцем не шевельнули, чтобы послужить друг другу. Тогда Он, Божественный Учитель, встал из-за стола и, сняв с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался им. «Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Одним из последних деяний в Его земной жизни было то, что Он препоясался, как слуга, и служил ученикам, как раб.

Ученики прозрели! Они испытали горький стыд, приняв молчаливое обличение и увидев себя в совершенно другом свете. Глубоко взволнованные ученики наблюдали за Христом. Когда подошла очередь Петра, он в изумлении воскликнул: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Снисхождение Христа сокрушило его сердце. «Что Я делаю, – сказал Христос, – теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр не мог спокойно смотреть на то, как его Господь, Которого он считал Сыном Божьим, выполнял обязанности слуги. Он не понимал, что именно для того и пришел Христос в мир. В волнении он воскликнул: «Не умоешь ног моих вовек!» Христос торжественно ответил: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Служение, от которого отказывался Петр, было символом более важного очищения. Христос пришел омыть сердца от скверны греха. Поэтому, не позволяя Христу омыть ноги, Петр этим отверг Господа. Мысль о разлуке с Христом была для Петра невыносима. «Не только ноги мои, – воскликнул Петр, – но и руки и голову». Иисус говорит ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь».

Тот, кто омылся, стал чистым, но ноги в сандалиях очень быстро снова загрязнятся, и их опять нужно омыть. Так Петр и его братья омылись в великом Источнике. Христос признал их Своими, но под действием искушения они совершали грех, по-прежнему нуждаясь в Его очищающей благодати. Омыв ноги ученикам, Иисус этим действием выразил желание смыть с их сердец вражду, зависть и гордость, тщеславие, которые порождают рознь и ненависть. Но все это ушло вместе с водой, которой Он омыл их ноги. Глядя на них, Иисус мог теперь сказать: «Вы чисты».

После того, как Христос таким образом послужил Своим ученикам и оделся, Он сказал : «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его».

Христос хотел, чтобы Его ученики поняли: омовением ног Он не уронил Своего достоинства. Поскольку Он был бесконечно выше их, это служение обретало особую благодать и значение. Христос Сам дал пример смирения, не вверяя столь серьезное дело человеку. И теперь, омыв ноги своим ученикам, Он сказал: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам». Христос таким образом учредил церковный обряд, предшествующий Вечере Господней. Он призван помочь человеку освободиться от эгоизма, избавить его от стремления к самовозвышению и побудить к смирению сердца, которое приведет его к служению ближним.

Подготовила И. Беднякова