Возвращение к Священному Писанию

Мы продолжаем рубрику, посвящённую 500-летнему юбилею Реформации в Европе. Самый мрачный из всех периодов истории церкви — это период средневековья, когда централизованная государственная религия достигла высот своего развития и довольно успешно могла подавлять всякие очаги инакомыслия. Однако период церковного средневековья сменился периодом религиозной Реформации.

Период истории, предшествовавший Реформации, называется Авиньонское пленение пап*. В это время Папа Римский утратил свою политическую власть, но возвысился над европейскими государствами экономически. Великий итальянский поэт Данте Алигьери говорил о нём так: «Три зверя гнездятся в его сердце: беспощадность, скупость и разврат».

Никогда ещё церковь не была так мертва, как накануне пленения. Идолопоклонство и отступничество дошли до крайней точки, и от истинной религии осталось одно лишь имя. Какие бы ловкие политические шаги ни предпринимали вожди народа, трагедия была неизбежна. И тут воистину, как говорит Библия об этом периоде, всего несколько человек оставалось, которые «не осквернили одежд своих» (Откровение 3:4), то есть остались верны Слову Божьему.

В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии — протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности Папу, как посредника между человеком и Богом.

Главным лозунгом Реформации было возвращение к Писанию. За полвека пол-Европы стало протестантской. Протестантизм стал утверждать собственный подход к толкованию Священного Писания и собственную систему церковного правления. Главные позиции в церковной жизни переходят от прежней иерархии к пасторам, пресвитерам, дьяконам и членам городских и церковных советов. Богослужения вновь стали напоминать более служение в синагоге, в центре которого стояло скорее чтение и толкование Писания, нежели традиционное в католичестве храмовое служение, в центре которого находилась евхаристия.

По всей Европе, а немного позднее и по всему миру, возникает огромное количество молитвенных домов. Священное Писание становится достоянием каждой семьи. Грамотность становится почти стопроцентной. Появляется большое количество христианских деноминаций, что в принципе противоречило средневековому принципу единства.

Реформация настолько решительно ворвалась в мир, что трудно найти какое-либо иное историческое явление, которому больше бы соответствовали слова: «Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её» (Откровение 3:8), хотя попыток затворить эту дверь было сколько угодно. Я усматриваю в этом своего рода антитезу Римо-католическому учению о ключах, которые находились исключительно в руках Пап. И хотя Католическая церковь с приходом Реформации стала ещё более красочно рисовать на каждой картине эти ключи, всё же двери к спасению перед людьми во всём мире открывались не папскими ключами — открывал их Сам Господь.

Олег Жиганков


*Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1378 гг., когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. Там папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось. (Википедия)

Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (231) июль 2016 г.