12 февраля на Кубе состоится поистине эпохальная встреча. Руки друг другу пожмут предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл и понтифик Римско-Католической Церкви папа Франциск.

Между двумя церквями, которые на встрече будут представлять патриарх Кирилл и папа Франциск, в настоящий момент существуют серьёзные разногласия. Прежде всего, это богословские разногласия, которые привели к церковному расколу или Великой схизме в 1054 году. Разногласия между Папой Римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года. Причин этому достаточно много, однако, по нашему мнению, основной причиной является политическое разделение Великой Римской империи на Западную и Восточные части. Из-за создания двух основных политических, экономических и культурных центров постепенно формируются и догматические расхождения между церквями Востока и Запада. Формальным поводом для Великой Схизмы стало закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария. В 1054 году папа Лев направил патриарху Керуларию послание, которое содержало обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство. 16 июля 1054 года, после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме самих легатов.

Раскол в 1054

На протяжении тысячелетней истории неоднократно предпринимались попытки примирить две некогда единые христианские церкви. Однако все эти попытки не увенчались каким-либо успехом. Одна из последних попыток произошла в 1964 году в Иерусалиме, где состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Папой Римским Павлом VI. В результате в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако эта декларация не имела какого либо практического значения. Сама декларация гласила: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной». С точки зрения Православной Церкви, неприемлемы остающиеся в силе анафемы I Ватиканского Собора на отрицающих догмат о главенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra, а также ряд других постановлений догматического характера. Кроме того, остаются нерешёнными основные богословские споры между двумя церквями, самым известным из которых является спор по вопросу учения «Филиокве» —  учение о нисхождении Святого Духа.

Основными разногласиями в межконфессиональном общении между Римом и Москвой на сегодня остаётся и вопрос Брестской унии (объединения) части украинских и белорусских православных церквей с Римской католической церковью, которая была заключена в 1596 году. Это было решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал «отступников» анафеме. Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. Сегодня большинство этих территорий входят в состав Украины. После объявления Украиной независимости в 1991 году ряд храмов Русской Православной Церкви на Украине были захвачены греко-католиками. Противостояние между греко-католиками и РПЦ обострились в последние годы в связи с событиями на Украине в феврале-марте 2014 года.

Безусловно, все эти вопросы не могут быть решены на встрече патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. По нашему мнению, эта встреча носит сугубо межцерковный характер. Очевидно, что в данный момент речь не может идти об объединении двух церквей под властью Римского Папы. Тем не менее, это событие является по-настоящему эпохальным событием и говорит о серьёзном шаге Русской Православной Церкви в сторону укрепления межконфессиональных отношений. Подобные надежды выражает Генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер Курии Архиепархии Божией Матери в Москве Игорь Ковалевский в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Хочется надеяться на то, что данная встреча повлияет на большую открытость РПЦ и по отношению к другой, не менее крупной в мире христианской конфессии — протестантизму — и положительно повлияет на решение непростых вопросов межконфессионального общения между христианами в России.

Олег Гончаров

Газета «Сокрытое Сокровище» февраль 2016 г.