Евангелия от Матфея 23:1-15; от Марка 12:41-44; от Луки 20:45-47; 21:1-4
Это был последний день, когда Иисус Христос учил в храме. Интерес в народе к Нему постоянно возрастал. Но, чем сильнее привлекало людей Его учение, столь простое и ясное, тем больше возникало недоумений. Они всегда уважали священников и раввинов за их ум и кажущееся благочестие. И вот теперь все увидели, что эти правители стремятся унизить Иисуса Христа. С тревогой люди наблюдали за действиями тех, чьим советам всегда следовали.
Своими притчами Иисус Христос хотел предостеречь старейшин и наставить народ, желающий приобщиться к Его учению. Но нужно было говорить еще яснее. Люди стали рабами традиций и слепо верили священникам. Эти цепи рабства Иисус Христос должен был сокрушить. Нужно было еще полнее разоблачить священников, правителей и фарисеев.
«На Моисеевом седалище, – сказал Он, – сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Иисус Христос повелел слушавшим Его выполнять все то, чему учили раввины в соответствии с законом, но не так, как сами раввины, ибо они не делали того, чему учили.
Их учения во многом противоречили Писанию. Иисус Христос сказал: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Фарисеи ввели множество предписаний, основанных на предании и всячески ограничивающих личную свободу.
Продемонстрировать личное благочестие – вот какова была их главная и неизменная цель. Иисус Христос укорил фарисеев за то, что они старались занимать самые почетные места на пиру в синагогах, народных собраниях. Он также обличил их в тщеславии, проявлявшемся в желании называться раввинами и учителями: «А вы не называетесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Иисус Христос внушал людям, что они не должны воздавать человеку почестей и позволять кому-либо управлять своей волей и верой.
Спаситель продолжал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится». Снова и снова Иисус Христос учил тому, что подлинное величие измеряется нравственными достоинствами. Иисус Христос – Царь славы – был слугой падшему человеку.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете», – сказал Иисус Христос. Извращая Писания, священники и законники ослепляли умы тех, кто мог бы познать Царство Христа и ту внутреннюю Божественную жизнь, которая является главным условием для достижения истинной праведности.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Иисус Христос беспощадно осуждал все злоупотребления, но при этом старался укрепить в человеке чувство долга. Он обличал фарисеев за себялюбие, которое вело к вымогательству и злоупотреблениям имуществом вдов. В то же самое время Он похвалил вдову, которая положила свой дар в сокровищницу Божью. Даже, если кто-то неправедно использует этот дар, дающий не лишается Божьего благословения.
Иисус Христос находился во дворе храма, где стояли ящики для пожертвований, и наблюдал за теми, кто клал в них свои дары. Многие богачи приносили большие суммы и, опуская их в сокровищницу, стремились привлечь к себе всеобщее внимание. Иисус Христос с печалью смотрел на это, но ничего не сказал о таких щедрых дарах. Но, когда Он увидел бедную вдову, подходившую к сокровищнице, Его лицо просияло. Вдова смотрела на дар, который лежал в ее руке – такой ничтожный по сравнению с даром других… Но это было все, что она имела. Она торопливо опустила в ящик свои две лепты и поспешила прочь.
Спаситель подозвал своих учеников и обратил их внимание на эту бедную женщину, и вот она услышала слова похвалы: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех в сокровищницу». Ее поступок не остался незамеченным и был оценен Иисусом Христом по достоинству. Иисус Христос понимал, почему она так поступила. Она вложила в этот дар свое сердце, и потому ценность его определяется не достоинством монеты, но любовью к Богу и стремлением внести свою малую долю в Его дело.
Иисус Христос сказал о бедной вдове: «Она положила больше всех». Богатые приносили дар от избытка своего. Фактически они не жертвовали ничем, и потому дары эти не шли ни в какое сравнение с лептой вдовы. Для Господа наиболее ценны отнюдь не те великие дары, которые все видят и восхваляют. Сердце, исполненное любви и веры, для Бога дороже, чем самый драгоценный дар.
Подготовила И. Беднякова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (97) май 2005 г.