«Я не осуждаю тебя»

1932
Пуссен Никола Христос и грешница

Евангелие от Иоанна 8:1-11

Когда Иисус Христос учил народ в храме, группа фарисеев и книжников пришла к Нему, притащив с собой перепуганную женщину, которую они обвиняли в прелюбодеянии. Подтолкнув ее к Иисусу Христу, они сказали, лицемерно выказывая Ему уважение: «Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»

Это внешнее почтение скрывало их замысел погубить Его. Если бы Он сказал, что следует простить женщину, тогда Его можно было бы обвинить в пренебрежении к законам Моисея. Если бы Иисус Христос сказал, что ее нужно предать смерти, то Его можно было бы обвинить перед римским судом в присвоение власти, принадлежащей только римлянам. Несколько мгновений Иисус Христос смотрел на это зрелище. Он прекрасно знал, с какой целью это все делалось. Он читал сердца всех присутствующих, знал характер и историю жизни каждого, пришедшего к Нему. Не подавая вида, что Он слышал их вопросы, Иисус Христос наклонился и, глядя перед собой, принялся писать что-то на песке.

Пуссен Никола Христос и грешница
ПУССЕН НИКОЛА Христос и грешница.
Лез-Андели, 1594 — Рим, 1665
Холст, 121 х 195 см. Написана для Андрэ Ленотра в 1653 г.
Коллекция Людовика XIV; преподнесена королю Ленотром в 1693 г.

Обвинители, видя Его молчание и безразличие, подошли ближе, пытаясь обратить Его внимание на происходящее. Но когда они посмотрели на землю у ног Иисуса Христа, выражение их лиц изменилось. Здесь, на земле, были написаны все их тайные грехи.

Беспрестанно заявляя о своем уважении к закону, раввины, обвинявшие женщину, в то же время сами нарушали его. Возбудить против нее дело являлось обязанностью мужа, и наказанию подлежали оба согрешивших: женщина и мужчина. Таким образом, действия обвинителей были неправомочными. Иисус Христос, тем не менее, снизошел до их уровня. Закон предписывал: если следует жертву побить камнями, то свидетели преступления обязаны первыми бросить камень. И вот, выпрямившись и устремив Свой взор на обвинителей, Иисус Христос сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». И опять, наклонившись, Он продолжал писать на земле.

Он не устранил закона, данного через Моисея, и не посягнул на авторитет Рима. Обвинители потерпели поражение. С них были сорваны одежды показного благочестия. Они трепетали от мысли, что тайные их прегрешения могут стать известны всему народу. И, один за другим, с опущенными глазами и поникшими головами, они начали незаметно удаляться прочь, оставляя свою жертву и Спасителя, полного жалости.

Иисус Христос поднялся и, взглянув на женщину, спросил: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Иисус Христос сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Женщина стояла перед Иисусом Христом, съежившись от страха. Его слова: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», прозвучали для нее как смертный приговор. Она не осмеливалась поднять глаз на Спасителя, молча ожидая решения своей участи. С изумлением она заметила, как обвинители, пристыженные и молчаливые, удаляются. И тогда она услышала слова надежды: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Ее сердце изменилось, и она упала к ногам Иисуса Христа, исполненная любви и признательности, и горькими слезами исповедала свои грехи.

Для нее это было началом новой жизни – жизни чистоты и мира. Спасая это падшее существо, Иисус Христос совершил гораздо большее чудо, нежели исцеление самой тяжелой физической болезни. Он исцелил духовную болезнь, ведущую к вечной смерти.

Прощая эту женщину и вдохновляя ее на новую жизнь, Иисус Христос во всей полноте проявил Свою совершенную праведность. Не оправдывая греха и не умаляя ее вины, Он стремился спасти, а не осудить. В миру на долю этой заблуждающейся женщины доставались лишь презрение и насмешки. Но Иисус Христос сказал ей слова утешения и надежды. Он, Безгрешный, сострадает слабости грешника и протягивает ему руку помощи. В то время как лицемерные фарисеи обвиняли ее, Иисус Христос повелевает ей идти и впредь не грешить.

Тот, кто отворачивается от согрешающих, оставляя их на пути, ведущем к гибели, не может считаться последователем Иисуса Христа. Те, кто всегда готовы осуждать других и вершить над ними суд, часто оказываются виновнее, нежели сами обвиняемые. Люди ненавидят грешника, но любят грех. Иисус Христос ненавидит грех, но любит грешника. И таковы будут все Его последователи. Христианская любовь не спешит осуждать, но торопится различить истинное покаяние. Она всегда готова прощать, вдохновлять, направлять странника на путь святости и утверждать его на этом пути.

Подготовила Ирина Беднякова

* * *

Привели ко Христу фарисеи блудницу, –
Раз Мессией назвался, так Ты рассуди:
По Закону нельзя с блудодейством мириться –
Может, камнем ее по бесстыжей груди?
А Мария застыла, – натянуты нервы,
Да и ноги не держат – совсем как труха.
А Он тихо сказал: «Камень бросит пусть первый,
Если есть кто-нибудь среди вас без греха».
Обвинители все постепенно пропали;
Он сказал: «Я простил, только впредь не греши».
И слова эти в душу святыней запали,
И спасением стали для грешной души.
Раз она принесла драгоценное миро
И, рыдая, помазала ноги Христу –
Что в сравненье с любовью все ценности мира!
Так она провожала Его ко кресту.
В этот день бесконечный Христова распятья
Только четверо были с Христом до конца.
Сверху видел Христос ее черное платье
И черты искаженного горем лица.
Утром рано, собрав с ароматами сверток,
Поспешила ко гробу почти что бегом.
И Христос ей явился, воскреснув из мертвых,
Ей, всем сердцем своим возлюбившей Его!

Лидия Антонычева,
г. Нижний Новгород

Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (171) июль 2011 г.