Закон Божий и заповеди человеческие

2129
Закон Божий и заповеди человеческие

Евангелия от Матфея 15:1-20; от Марка 7:1-23

Служение двенадцати апостолов, указывающее на размах деятельности Иисуса Христа и обостряющее противоборство учеников с раввинами, вновь пробудило зависть правителей в Иерусалиме. Они повсюду пытались расставить для Иисуса Христа сети, чтобы осуществить свои замыслы. И вот, «собрались к нему фарисеи и некоторые из книжников». Как и раньше, поводом для недовольства было Его пренебрежение к преданиям, которые наслоились на Закон Господень. Предполагалось, что традиции призваны содействовать соблюдению Закона, но они считались более святыми, чем сам Закон Божий. Если они противоречили заповедям Божьим, предпочтение отдавалось предписаниям раввинов.

Из всех ритуалов наибольшее значение придавалось обрядовому очищению. Пренебрежение церемониями, которые нужно было совершать перед едой, признавалось тяжким грехом. Правила очищения были весьма многочисленны. Не хватало века человеческого, чтобы выучить их все. Жизнь тех, кто пытался соблюдать требования раввинов, представляла собой непрерывную борьбу с обрядовым осквернением, бесконечные омовения и очищения. Внимание людей отвращалось от великих принципов закона Божьего.

Закон Божий и заповеди человеческие

Иисус Христос и Его ученики не соблюдали церемониальных омовений, и осведомители взяли это за основание для обвинения. Однако они не напали прямо на Христа, но пришли к Нему с жалобой на Его учеников. В присутствии множества людей они сказали: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Иисус Христос не пытался защищать Себя или Своих учеников. Он не стал говорить о тех обвинениях, которые выдвигали против Него, но показал, какой дух движет этими приверженцами обрядов. Он показал на примере, что они постоянно делают и делали до того, как пришли к Нему. «Хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? — спросил Иисус Христос. — Ибо Моисей сказал: “почитай отца своего и мать свою”; и: “злословящий отца или мать смертию да умрет”. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: “корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался”, — тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей». Иудеи не придавали никакого значения пятой заповеди, но были очень пунктуальны в соблюдении предания старцев. Они учили народ, что передача своего имущества храму — более святой долг, нежели помощь родителям. Неблагодарный сын мог бесчестить и обманывать своих родителей под видом показного служения Богу, ибо мог оставить все себе на всю жизнь, а после его смерти это имущество использовалось для служения храму.

Иисус Христос никогда ни словом, ни делом не умалял долга человека — жертвовать на служение Богу. И теперь, выявляя истинный дух раввинов, Иисус Христос стремился освободить от рабства преданиям всех, кто действительно желал служить Богу.

Иисус Христос сказал, обращаясь к коварным осведомителям: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: “Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”». Этими словами Иисус Христос осудил всю систему фарисейства. Он заявил, что, превознося свои предписания над Божественными повелениями, раввины ставят себя выше Бога.

Посланные из Иерусалима пришли в ярость. Они не могли обвинить Иисуса Христа в нарушении Закона Божьего. Великие заповеди Закона, которые Он призывал выполнять, резко противоречили маловажным правилам, придуманным людьми.

Иисус Христос объяснил множеству народа, а впоследствии более подробно и Своим ученикам, что человека оскверняют его помыслы. Чистота и нечистота — это свойства самой души. Человека оскверняет не пренебрежение формальными обрядами, а нарушение закона Божьего: злые дела, слова и мысли. Ученики заметили, в какую ярость пришли осведомители, когда их лжеучение было разоблачено. Они сказали Иисусу Христу: «Знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились?» Иисус Христос ответил: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится».

Обычаям и преданиям, каким бы авторитетом они ни пользовались у людей, не выдержать испытание Словом Божьим. Любое человеческое измышление, которое подменило заповеди Божьи, окажется бесполезным в тот день, когда «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екклесиаст 12:14).

Подмена заповедей Божьих заповедями человеческими не прекратилась. Даже среди христиан приняты установления и обычаи, единственным основанием для которых является предание отцов. Люди прилепляются к традициям, благоговеют перед обычаями и ненавидят тех, кто пытается показать им их заблуждения. Бог призывает нас опираться не на авторитет так называемых отцов церкви, а на слово вечного Отца — Господа неба и земли. Только в Нем содержится истина, не смешанная с ложью. Давид сказал: «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твоих храню» (Псалом 118:99, 109). Пусть все, кто признают человеческий авторитет, обычаи церквей или предания отцов, прислушаются к предостережению Иисуса Христа: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

Подготовила Ирина Беднякова

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (157) сентябрь 2010 г.