В нашем обществе привыкли называть святыми узкий круг людей, канонизированных церковью и имевших особые заслуги в служении Богу. Обычные люди не стремятся к святости, считая это недосягаемым. Однако все мы хотим однажды оказаться в Царстве Божьем, а без святости путь туда закрыт, ибо написано: «Старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). Никто этого повеления не упразднял, как не упразднял и Десяти Заповедей. Как нам, простым людям, считающим себя христианами, исполнить Божье повеление, ведь инстинкты зачастую преобладают над разумом?
Святость, к которой призывает человека Бог, будет святостью лишь в том случае, если она войдёт в быт человека, в его будни. К святости человек восходит не когда он в монастыре, в одиночной палате или камере-одиночке, а когда он среди людей, среди таких же, как он. Это самое трудное, что только можно себе представить, потому что нигде больше человек не соприкасается с человеком так близко, как в быту. А быт, из которого изгнана любовь, это ад. Жизнь в ненависти — тоже ад, пляска инстинктов. Там, где нет любви, невозможна и святость, и любые речи о ней утопичны и неуместны. Сделать ад раем может только любовь. Поэтому там, где Бог говорит о святости, Он говорит и о любви: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18, 34). Но как можно научиться любить, не зная другой жизни, кроме жизни в ненависти? Для этого мало закона, мало прописать, что добро и что зло. Нужно изменение самого «материала», из которого соткан человек.
Ещё в Ветхом Завете звучит мысль о том, что одного призыва к святости, а также Закона как такового (при том, что он совершенен) недостаточно, чтобы воссоздать в человеке образ Божий. Видимо этим можно объяснить, почему в диалоге Бога и человека появляется новая тема, тема преображения, глубокой трансформации человеческой сущности. Устами пророка Иеремии Бог обещает: «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иеремии 31:33). Только представьте: Бог пишет Свой Закон на сердце человека, как мальчик пишет поздравительную открытку маме: «Желаю, чтобы ты была…». Но красиво подписанная открытка ещё не делает человека счастливым! Конечно, получить такую открытку приятно, но этого мало. Помимо пожелания счастья, нужна сила, делающая счастливым. Применительно к закону и сердцу это означает: вписать закон в сердце человека можно только одним способом — впустить туда Законодателя. Закон без Законодателя — что тело без духа: при совершенном строении оно остаётся безжизненным и бесполезным.
Теперь задумайтесь вот о чём: Бог стал человеком, Иисус Христос принял инстинкты человека и обуздал их, когда в решающий момент Своей миссии сказал Своему Отцу: «Не Моя воля да будет, но Твоя». Главному инстинкту — эго — был нанесён сокрушительный удар. С того дня и поныне любой, кто желает победить своё эго, может это сделать. Как?
Я женат, у меня трое детей. Все они не только в моём доме, но и в моём сердце. А ведь было время, когда у меня не было ни жены, ни детей. Тогда и в сердце у меня была совсем иная картина. Люди могут жить не только рядом и вместе. Но могут жить и друг в друге, если связаны между собой родством и узами любви. Может ли в человеке жить Бог? Да, и Ему не будет там тесно, если Его там ждут, хотят видеть, слышать, осязать, потому что любят. Не инстинкт должен подталкивать человека к поиску Бога, а любовь и родство с Ним. Поэтому Закон есть поводырь человека к Законодателю и Законодателя к человеку. И они непременно должны встретиться, впустить друг друга в сердце и не разлучаться, особенно в быту, в повседневности. Вот тогда призыв «Будьте святы» станет не только смелым пожеланием на открытке, но и неопровержимым фактом повседневности. Инстинкты отступят, воцарится святость и рядом с ней — её лучшая подруга, любовь.
Статья подготовлена по книге «Жизнь одна» Юрия Друми,
выпущенной издательством «Источник жизни» с целью
помочь читателям научиться делать правильный выбор в жизни.
Звоните и заказывайте эту книгу по бесплатному номеру: 8-800-100-54-12
Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (219) июль 2015 г.