Десятая Заповедь — Не завидуй!

8344
Десятая заповедь

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

О чём вы думаете? Большинство наших действий — это плод наших мыслей. Поэтому лучший путь сохранить себя от греха — это сохранить себя от желания размышлять о греховном. Десятая заповедь Божьего Закона является сдерживающей силой, которая сбережёт нас от нарушения остальных заповедей.

Состояние души

Господь желает, чтобы мы мыслили и использовали наш разум в правильном направлении. Он также хочет изменить наши недобрые мысли и привести их в гармонию со Своими. Апостол Павел говорит очень конкретно о том, на что должны быть направлены наши мысли: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).

Десятая заповедь

Размышляя над заповедью «Не завидуй!», мы можем заметить, что Божьи постановления возвышаются над всеми законами, которые создали люди. Человеческие законы контролируют поступки людей, иногда слова. Бог же дал Закон, который призывает привести в порядок наши мысли и разум. Десятая заповедь — выражение важной истины Священного Писания: «Я [смотрю не так,] как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7). Иными словами, Бог обращает внимание на внутренний мир человека, и в этом суть христианства.

Когда Иисуса Христа спросили, какая наибольшая заповедь, Он ответил: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40). Основание для исполнения Божьего Закона — любовь, и две эти заповеди и весь Закон Божий основаны на любви. А любовь — это чувство, это наши мысли, состояние души. Любовь к Богу и ближним тесно связана с внутренним миром человека, и его может видеть только Бог.

Можно ли обмануть Бога?

Многие христиане заботятся о том, чтобы внешне выглядеть красиво, и это правильно, хотя внешняя сторона далеко не всегда является определяющим фактором духовного состояния человека. Если Божий Закон касается только внешнего поведения, то это может обернуться трагедией для человека. Человек может совершать правильные дела, но руководствоваться неверными мотивами, так как в сердце своём вынашивает злые желания и неправильные цели. Живя на Земле, Христос обличал таких людей, называя их лицемерами.

Десятая Заповедь также учит нас не быть завистливыми и жадными. Эгоистичная природа человека приводит к греховным мыслям: мы должны иметь больше других, лучше других, стараться овладеть тем, что принадлежит другим. Такой дух чужд характеру Бога. Бог желает, чтобы наши мысли были направлены на обретение божественного характера, основание которого — жертвенная любовь. Любовь же побуждает нас более отдавать, нежели брать у другого человека или завидовать ему. Заповедь «Не завидуй!» ограждает нас от проявления духа жадности и зависти.

Мы ответственны даже за мысли

Это может нас устрашать. Если человек становится виновным, даже не совершив никаких действий, а только подумав о чём-то недобром, кто тогда может остаться без вины? Никто. Здесь мы видим правдивость слов апостола Павла: «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23). Но мы также имеем обетование: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петра 3:18).

Как же оставить греховные желания и контролировать свои мысли? Христианин имеет уверенность, что Господь может дать ему победу над всяким грехом. Но во многом это зависит и от нас самих. Что имеется в виду? В какой среде мы находимся, на что мы обращаем внимание? Сможем ли мы избавиться от плохих мыслей, если, например, читаем непристойную литературу или смотрим развратные фильмы?

Как избавиться от зависти?

Быть довольным тем, что имеем. Апостол Павел мудро замечает: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тимофею 6:6-8).

Ярким примером того, какие последствия могут иметь эгоистичные желания, служит история падения Люцифера. Прекрасный ангел, осеняющий херувим, он «говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Исаия 14:13, 14). И стал он сатаной, диаволом, искусителем людей. Он нарушил заповедь «Не завидуй!», когда хотел занять положение Сына Божьего.

Десятая Заповедь поражает корень всех грехов, запрещая себялюбивые желания, которые являются источником беззаконных поступков. Тот, кто в послушании Закону Божьему опасается даже в сердце своём таить греховное желание о том, что принадлежит другим, не совершит никакого бесчестного поступка по отношению к ближним.

Мирон Вовк

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (182) июнь 2012 г.