Изображение Иисуса Христа

В качестве подтверждения иконопочитания выдвигается аргумент, что раньше Бога не изображали лишь потому, что Его не видели. Давайте вместе разбираться, насколько этот аргумент силён.

Сначала мы внимательно прочитаем вторую заповедь Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исход 20:4, 5).

На всём протяжении повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу. Вторая заповедь Декалога однозначно даёт запрет верующим на идолопоклонство — божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Что касается изображений, Господь уточнил, что не показывался людям именно потому, чтобы они не сделали Его изображения, так как Он понимал, что у верующих затем возникнет соблазн поклоняться этому изображению: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Второзаконие 4:15, 16).

Получается, что Бог, говоря, что Он не показывался людям, чтобы те не сделали себе Его изображений, ограничивал этот запрет временем пришествия Христа? Теперь же, увидев Бога в Иисусе Христе, люди уже могут забыть запреты Священного Писания относительно изображений и образов?

Однако вся Библия последовательна в вопросе идолопоклонства. А вот учение в защиту иконопочитания зачастую лишено последовательности. С одной стороны, защитники иконопочитания возглашают, что изображение лика Иисуса Христа стало угодным Творцу, потому что второе Лицо Божественной Троицы было воплощено на Земле в образе Иисуса Христа. С другой стороны, по утверждению церковного предания, первой иконой было не лицо взрослого Иисуса Христа, а изображение Лукой Марии с младенцем. А впоследствии почитаемыми стали иконы, на которых вообще отсутствует образ Иисуса Христа.

Если задуматься об изображениях Иисуса Христа, возникает много вопросов: почему Иисус Христос не оставил сотни целебных кусочков ткани или иных чудодейственных предметов, чтобы нуждающиеся исцелялись, а дал ученикам дар Духа Святого исцелять болезни (см. Марка 16:17, 18)? Если Бог желал, чтоб образ Иисуса Христа помогал в будущем верующим, то почему Иисус Христос не попросил художников сделать Свой портрет или скульптуру? Почему Библия не описывает лицо и внешний вид Иисуса Христа, а также пророков и апостолов? Почему люди, видевшие Иисуса Христа и апостолов, не оставили их описания?

Стоит отметить, что в первые века шли богословские споры о том, как выглядел Иисус Христос. В то время большинство христиан и их оппонентов склонялись к тому, что Иисус Христос не являлся эталоном красоты. Климент Александрийский, Иустин Мученик, Цельс, Тертуллиан высказывали предположение, что Иисус Христос был непривлекателен лицом. Так и в библейском предсказании об Иисусе Христе написано: «Нет в Нём ни вида, ни величия;… не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (Исаия 53:2). Сегодня же на иконах мы видим красивое лицо молодого мужчины с бородкой, с длинными волосами, разделёнными пробором. До сих пор доподлинно неизвестно, как сформировался этот образ. Есть предположение, что художники при появлении иконописи лица Иисуса Христа отталкивались от фрески из катакомбы, крупно изображающей лицо мужчины с нимбом и подписью «ΑΩ» (альфа и омега). Вероятнее всего, это была одна из первых попыток нарисовать лицо Иисуса Христа, ведь Альфа и Омега, в соответствие с книгой Откровение, ассоциируются с Иисусом Христом. Однако сложно ответить на вопрос, почему иконописцы оттолкнулись именно от этой фрески, ведь в катакомбной живописи Иисус Христос чаще изображался в виде доброго пастыря — безбородого юноши.

В любом случае лица, которые мы видим на иконах, — плоды фантазии художников на заданную тему, а не лик Иисуса Христа. У каждого из нарисованных мужчин разного размера глаза, рот, нос, борода, разные пропорции лица и т.д. При этом почему-то Иисуса Христа, Марию и апостолов зачастую изображают светлокожими европейцами. Между тем евреи, населяющие Палестину, выглядят иначе. Это несложно проверить, посмотрев на проживающих сегодня в Израиле представителей его коренного населения.

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что хотя Иисус Христос был рядом с людьми длительное время, не осталось ни одного Его изображения. Как тут не вспомнить Божье предупреждение из Второзакония 4:15, которое мы упоминали выше. Иисус Христос не оставил после Себя изображений, так как не желал, чтобы им потом поклонялись, ведь «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 1 (213) январь 2015 г.