«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).
Почему нужно помнить седьмой день?
В одном городе журналисты провели опрос. Они спрашивали прохожих: «О каком дне, который нужно праздновать, говорится в Десяти Заповедях Божьих?» Подавляющее большинство людей ответило, что речь идёт о воскресенье. Они были уверены, что, празднуя первый день недели — воскресенье, исполняют Заповедь Господню. Но в Четвёртой Заповеди сказано: «Помни день субботний», который, по Библии, является седьмым днём недели.
Суббота берёт своё начало ещё от сотворения нашей Земли. После шести дней творения Бог выделил человеку отдельный день для отдыха. В начале Библии мы читаем, что «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3). Бог знал, что суббота необходима человеку, что он нуждается в дне, когда может отдохнуть от всех своих трудов и, в то же время, свободно размышлять о делах Господа, Его любви, силе и доброте. Человек нуждается в субботе как дне, который бы напоминал ему о Творце, пробуждая в сердце чувство благодарности за всё сделанное Богом. Господь желает, чтобы в субботний день мы обратили свой взор от материальных вещей и направили его к духовным ценностям, таким образом, с новым посвящением и силой взялись за работу в следующие шесть дней.
При творении нашей Земли Бог освятил этот день, выделил его из числа других для особой цели. Позже Господь подтвердил особенность этого дня, когда дал Закон на Синае (Исход 20). В последующие времена святость седьмого дня была подтверждена Христом, апостолами и первыми христианами. Поскольку суббота названа святым днём, она имеет особенное предназначение. Мы не должны использовать его для повседневной работы. Всё, что совершается в этот день, должно соответствовать тому, для чего Бог отделил его.
Для чего предназначена суббота?
Каково значение этого дня? В первую очередь, это памятник творения нашей Земли. Сегодня многих волнует вопрос: как появился наш мир? Люди имеют по этому поводу разные мнения, придумывают всевозможные теории. Суббота же предохраняет нас от неверных толкований, заблуждений. Принимая субботу как особенный день, установленный Господом, мы тем самым подтверждаем свою веру в то, что написано в Библии: наш мир сотворён Богом в течение шести буквальных дней и мы Его творение.
Суббота — это ещё и время отдыха от всех будничных трудов. Сегодня этот день особенно нужен человеку. Общество, страдающее от стрессов, усталости, постоянных житейских забот, нуждается в отдыхе. Суббота предлагает выход из постоянных проблем современной жизни, напоминая нам о том, что пришло время закрыть двери нашего дома и разума, чтобы отдохнуть от суеты и шума этого мира, прийти в присутствие Того, Кто сотворил нас и знает, в чём мы нуждаемся.
Отсюда исходит следующее предназначение субботы — это день общения с Господом на богослужении. Для подкрепления нашей веры и духовной силы нам необходимо постоянное общение с Богом, а также с людьми, поклоняющимися Ему. Для этой цели Бог выделил целый день, назвав его святым, особенным. Между прочим, в грядущем Царствии Божьем на поклонение люди также будут приходить в субботу. В книге пророка Исаии читаем: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:23).
Суббота остаётся знаком или знамением принадлежности Богу, а также нашего освящения. Никто не отменял обетования Господнего: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их… И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иезекииля 20:12, 20).
Четвертая Заповедь о субботе — не временное, а вечное постановление. Христос сказал: «Суббота для человека» (Марка 2:27), а не только для евреев, как кто-то может считать. Когда в раю была установлена суббота, ещё не было никаких национальностей. Пока существует человек, он имеет потребность в субботе.
Почему большинство христиан празднуют воскресенье?
Некоторые считают, что воскресение Иисуса Христа даёт право перенести благословение седьмого дня, субботы, на первый день недели — воскресенье. Но это человеческое мышление. После Своего воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на Земле и встречался с учениками, но нигде не сказано, что святость и благословение седьмого дня перенесены на первый день. Читая историю деяний апостолов, мы узнаём, что во время проповеди в разных местах они хранили святость субботнего дня. Так было с апостолом Павлом в Коринфе (Деяния 18:1-4), Филиппах (Деяния 16:12, 13) и других местах. И что интересно, в субботу собирались не только евреи, но и язычники (Деяния 13:42-44).
И только в 321 г. император Константин Великий, пожелавший закрепить христианство в качестве государственной религии, но с определёнными условиями, издал указ, в котором говорилось: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают и пусть все мастерские будут закрыты». В этом указе нет ни одного слова, где упоминалось бы о воскресении Иисуса Христа. Там говорилось о том, что все должны отдыхать в день солнца. Язычники поклонялись в этот день солнцу, и император Константин заставил христиан поклоняться в этот день вместе с язычниками. Как видим, закон о праздновании воскресенья был установлен государством, а не Христом и не апостолами. Только позже Церковь согласилась с такими изменениями в Четвертой Заповеди.
Сегодня часто можно слышать такое утверждение: «Суббота не спасает, поэтому не нужно святить этот день». Это верно, что суббота не спасает, как не спасает и то, если мы будем исполнять другие Заповеди, например, не красть, не убивать. Смысл субботы — не в человеческих усилиях исполнить Четвёртую Заповедь и тем самым заслужить спасение, а в любви к Богу и в том покое, который Божий народ обретает в Господе. Кто-то может сказать, что он и так покоится во Христе и спасён по благодати. Но соблюдение седьмого дня, субботы, — это видимое выражение покоя, живая иллюстрация того, что значит жить по благодати. Еженедельный субботний покой от мирских дел — символ покоя во Христе, Который искупил нас.
Только на одну из Десяти Заповедей Господь сделал ударение: помни. К сожалению, то о чём Бог просил помнить, большинство людей сегодня забывает.
Мирон Вовк
Газета “Сокрытое Сокровище” № 12 (176) декабрь 2011 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.