Доктор богословия Ростислав Николаевич Волкославский на протяжении 15 лет преподавал пророческие книги Библии и истории мировых цивилизаций в Заокской духовной академии. Специальное интервью он дал нашим читателям о том, как и почему он стал адвентистом седьмого дня, хотя вырос в семье православного священника.
— Ростислав Николаевич, пожалуйста, расскажите немного о ваших родителях.
— Мне повезло. Я родился в семье православного священника. Мы жили в Польше, и отец служил священником в одном из православных приходов. Мой дедушка тоже был православным священником. Вообще более десяти поколений принадлежали к духовенству и со стороны матери, и со стороны отца. Более того, мой родной дед и два его брата были расстреляны в 1938 году за свои религиозные убеждения. Так что, если кто-то может похвалиться православными корнями, — то это я. Я с детства уверовал в Бога и до 25 лет я считал себя православным.
— Чему вас научила вера вашего отца? В чём вы были воспитаны?
— Отец был человек очень искренний в своей вере, и я уважаю его и горжусь им. Это, наверное, самое главное, чему я научился у отца. Когда мы были маленькие, мать учила нас читать молитвы: «Отче наш», «Верую», «Богородица Дева радуйся». Когда мы читали Десять Заповедей, мы всегда говорили: «Помни день субботний, чтобы святить его…». Когда я подрос, то спросил: «Мама, а почему мы не святим субботу, как написано в Библии?» Она отвечала мне, что это нужно было для евреев, а христиане соблюдают воскресенье. Я был совсем молодой, поэтому ответ матери для меня был достаточен.
Однажды, когда я уже был студентом Днепропетровского инженерно-строительного института и работал над чертежами, я задумался: «Нехорошо, сегодня воскресенье, а я пришёл чертить». Вместе с этой пришла другая мысль: «Хорошо бы исполнять все Заповеди Божии, как они написаны в Библии». Я помню, как эти мысли во мне боролись. Ведь в Библии написано: «Помни день субботний, чтобы святить его…» Десять Заповедей направляли меня к Богу.
Уважая авторитет родителей, мы не должны забывать, что авторитет Божий выше, потому что Бог — Отец всех поколений людей. Он в самом начале благословил седьмой день — субботу, и нигде в Библии Он не говорит, что её отменяет.
После окончания института Господь свёл меня с одним молодым человеком, который вырос в семье христиан-адвентистов седьмого дня. Когда мы заговорили на религиозную тему, он сказал, что соблюдает покой в субботу, так как это одна из Десяти Заповедей. Внутренне я был с ним согласен. С того момента я утвердился в этой истине и думал: «Кто я такой, что буду спорить с Богом? Раз Господь запретил работать в субботу и нигде не изменил этой заповеди, значит нужно её исполнять». А потом, когда я стал проверять всё по Священному Писанию, оказалось, что и Иисус Христос тоже ничего не изменил. Более того, Он говорит, что пока существуют небо и земля, ни одна черта из Закона не пропадёт, пока не исполнится всё. Христос подчеркнул, что если кто нарушит одну из заповедей и так научит людей, тот малейшим наречётся в Царствии Божием, т. е. недостойным. А кто исполнит и научит, — тот великим будет.
И вот я стал изучать, кто же нарушил Закон и так научил людей? И оказывается, что это только в IV веке император Константин по политическим соображениям посчитал нужным поменять день покоя с субботы на воскресенье, на первый день недели. Потому что вся Римская империя в первый день праздновала День солнца, а христиане праздновали день субботний.
— Ростислав Николаевич, адвентисты седьмого дня — это представители протестантского направления в христианстве, есть различия между их вероучением и вероучением Православной церкви, которого вы придерживались раньше. Что побудило вас поставить точку в вашем решении стать адвентистом?
— Я спросил у того молодого человека, с которым мы беседовали: «А за кого вы почитаете Иисуса Христа?» Я думал: если он скажет, что Иисус — великий человек или просто пророк, — то его учение — явная ересь. Но он ответил мне так: «Иисус Христос — это Господь, это Бог, в Котором любовь». Для меня это был решающий момент, ведь если он правильно учит об Иисусе Христе, значит это правильное основание веры. И потом, в адвентистском вероучении основные понятия все библейские — вера в Отца, в Сына и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную. Вместе с тем, это прогрессивное учение, которое опирается на Слово Божье. Почему я должен был смотреть на вещи, как смотрели люди в средние века? Им не было известно очень многое по причине отсутствия Библии. В 15 столетии на всей крещёной Руси не было ни одного полного экземпляра Библии. Сейчас всё меняется. Почему же мы должны смотреть на толкование Писаний, которые были хороши в 14 веке?
— Когда ваши родители узнали о таком серьёзном и ответственном решении, наверное, для них было непросто это принять? Как складывались ваши отношения?
— Конечно, они были очень огорчены, когда об этом узнали. Это было очень мучительное время в моей жизни и жизни моих родителей, потому что им казалось, что я попал в какую-то «дремучую ересь».
— В конце концов, примирение произошло?
— Да. Отец очень любил меня. Но однажды наступил такой момент, когда он сказал обо мне: «Пусть он уезжает из дома». И я вынужден был уехать. Примерно год мы не встречались. Я смирился и не обижался на него. Просто горько было на душе, и я ему написал письмо: «Папа, у тебя, кроме меня, есть три зятя, и все они люди неверующие, но они всегда могут видеть твоё лицо, а я, единственный сын, верующий, и ты сказал, чтобы я ушёл из дома». Послал ему тульский пряник в посылке и туда вложил это письмо. Они, когда получили, отложили пряник куда-то на шкаф. А на Новый год или Рождество достали, и из коробочки выпало это письмо. Отец прочитал его, и это изменило его отношение ко мне. Сестра мне писала: «Не гордись, приезжай, папа любит тебя». Я приехал, и это было самое лучшее время. Мы любили друг друга и не упрекали ни в чём. А вскоре он смертельно заболел. Я приехал, чтобы попрощаться с ним, и он сказал: «Я благословляю тебя, иди, проповедуй Евангелие и ни в чём не уступай этим атеистам. Я благословляю тебя, твою жену и детей». Он не сказал мне: «Уходи из этой церкви», — внутренне он понимал, что моя вера не противоречит Слову Божьему. И я убеждён, что всякий православный священник, иерей или епископ, который очень глубоко и искренне относится к Слову Божьему и своей вере, не будет осуждать людей, которые исповедуют учение, основанное на Библии.
— Как сложилась ваша дальнейшая жизнь, и как вы постарались исполнить то поручение, которое дал вам отец?
— Я по образованию инженер-строитель. 25 лет отработал в строительстве. А когда началась перестройка, я решил заняться тем, что близко моей душе. Меня пригласили в Заокскую семинарию преподавать, потому что я всегда был человеком читающим и исследующим историю, богословие, Библию, философию. Одновременно с этим я закончил богословский факультет, получил степень магистра богословия. Потом был написан ряд трудов по богословию и создан «Энциклопедический Атлас библейской истории». Это труд четырёх лет моей жизни. Он получил высшую оценку не только среди моих единоверцев, но и среди представителей других конфессий. Случилось так, что я подарил этот атлас секретарю Патриарха Кирилла как раз в этот момент, когда происходила его инаугурация, и Патриарх прислал мне благодарственное письмо, пожелав успехов в моей деятельности, так что он тоже не осудил меня за мою веру. Потому что все, кто любят Бога и стремятся к Богу, будут едины во Христе, и в Слове Божьем объединятся.
Беседовала Наталья Воронина