«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Захарии 9:9).
Так за пятьсот лет до рождения Христа пророк Захария предсказывал пришествие Царя к Израилю. Тот, кто так долго отказывался от царских почестей, на этот раз вступает в Иерусалим как обещанный наследник престола Давида.
Чтобы въехать в Иерусалим верхом как Царь, Иисус послал двоих учеников привести Ему ослицу с осленком, на которого еще никто не садился. Ученики с радостью накинули свои одежды и усадили своего Наставника.
Въезжая в Иерусалим, Христос следовал обычаю иудейских царей. И как только Он сел на осленка, громкий торжествующий крик потряс воздух. Люди приветствовали Иисуса как Мессию, как своего Царя. Теперь Иисус принимал то поклонение, которого никогда раньше не допускал. Люди не имели возможности встретить Его с подобающей пышностью и великолепием, но, исполненные ликования, славили Его. Поднести Ему драгоценные дары они не могли, зато постилали свои одежды на Его пути и бросали перед Ним ветви масличных деревьев и пальм. Царских знамен для триумфальной процессии у них не было и, срезав пальмовые ветви, они размахивали ими с громкими восклицаниями: «Осанна!».
Был первый день недели. Великое множество людей собралось на Пасху, и тысячи из них вышли приветствовать Иисуса.
В течение всей Своей жизни Иисус никогда не допускал торжеств в Свою честь. Но Он намеревался предстать перед всем народом как Искупитель. Он хотел обратить внимание людей на ту жертву, которая должна была увенчать Его служение падшему миру. В то время, как народ собирался на Пасху, Он, истинный Агнец, добровольно приносил Себя в жертву. Все факты, связанные с этой жертвой, должны быть достоверны, чтобы не оставалось места для сомнений. Вот почему нужно было, чтобы взоры всего народа обратились на Него.
Триумфальный въезд должен был стать предметом всеобщих толков и запечатлеть Иисуса в сознании каждого. После Его распятия многие вспомнят об этом событии, обратятся к пророчеству и убедятся, что Иисус был Мессией, и во всех странах возрастет число обращенных к вере.
К процессии все время присоединялись люди, они славили Христа. Непрерывно раздавались восклицания: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!».
Многие фарисеи, наблюдая за происходящим, пылали завистью и злобой. Опасаясь, что люди поставят Иисуса царем, фарисеи решились пробраться сквозь толпу к Спасителю и обратились к нему: «Учитель! Запрети ученикам твоим». Но ответ Иисуса заставил их замолчать: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». Это торжество происходило по воле Самого Бога. Оно было предсказано пророком, а человек бессилен помешать исполниться тому, что определил Бог.
Когда шествие достигло вершины холма, Иисус, а за Ним и все множество людей остановились. Перед ними во всей славе лежал Иерусалим с величественным храмом, который давно был гордостью и славой иудейского народа. Взоры людей обращаются ко Спасителю и вместо ожидаемой радости замечают тень печали на Его лице и слезы в Его глазах.
Иисус плакал не потому, что предвидел Свои страдания. Сердце Иисуса пронзил вид Иерусалима, который отверг Его, Сына Божьего. Прерывающимся голосом Он воскликнул: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» Спаситель остановился и умолчал о том, каким был бы Иерусалим, прими он ту помощь, которую Бог хотел оказать ему, отдавая Своего возлюбленного Сына. Иерусалим мог бы стать венцом славы всего мира. Но теперь на город направлен гнев Божий, и ему грозит Божественный суд и воздаяние. Иисус продолжает скорбеть: «Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Когда огромная процессия вошла в Иерусалим, «весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?»
Можно предположить, что ученики, вдохновленные свыше, могли ответить, повторяя яркие слова пророчества о Христе: «Адам скажет вам, что это и есть то семя жены, которое поразит змея в голову (Бытие 3:15). Спросите Авраама, и он поведает вам, что это «Мелхиседек, царь Салимский», Князь мира» (Бытие 14:18). Иаков скажет вам, что Он «Примиритель из колена Иудина». Исайя скажет вам: это «Еммануил… Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 7:14, 9:6). Иеремия подтвердит, что Он – Отрасль Давида, «Господь оправдание наше!» (Иеремии 23:6). Даниил откроет вам, что Он Мессия. Осия скажет: что Он есть «Бог Саваоф, Сущий – имя Его» (Осии 12:5). Иоанн Креститель снова повторит, что Он – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Великий Иегова объявил со Своего престола: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матфея 3:17). И мы, Его ученики, возглашаем: Это Иисус, Мессия, Князь жизни и искупитель мира! И князь сил тьмы признает Его, говоря: «Знаю Тебя, кто Ты: Святый Божий» (Марка 1:24).
Евангелия от Матфея,21:1-11; от Марка,11:1-10; от Луки,19:29-44; от Иоанна,12:12-19
Подготовила И. Беднякова
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» ноябрь 2004 г.