В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Он родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.
«Я происходил из семейства русского и благочестивого, — писал Достоевский в 1873 году. — С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Была в семье «святыня», «драгоценная память» — книга, по которой Фёдор и другие дети учились читать, — это «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». С тех пор Евангелие было главной книгой Достоевского.
Фёдор Михайлович Достоевский был уверен, что отречение от Бога неминуемо приведёт человечество к гибели. В уста беса в «Братьях Карамазовых» он влагает следующие знаменательные слова: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело!.. Раз человечество отречётся поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падёт всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность…»
Фёдор Михайлович Достоевский — один из весьма редких писателей, кто стал строить здание своего художественного творчества на Евангелии. Эта Книга открыла ему тайну человека, открыла, что человек — это образ Божий, который в силу грехопадения глубоко исказился.
Величайшая заслуга Достоевского в том и состоит, что он не только познал своё падение, смирился и пришёл через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа, но и в том, что в необычно яркой, сильной, глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души. Достоевский как бы ещё раз благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей ещё ни до, ни после него не сделал.
В смирении видит Достоевский основу для нравственного возрождения человека. В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает замечательные слова. «Братья, — поучает старец, — не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле… И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что он затрёт дело ваше и не даст ему совершиться. Бегите сего уныния… Помни особенно, что не можешь ничьим судьёю быть. Ибо не может быть на земле судьи преступника, прежде чем сам судья не познает, что он такой же точно преступник, как и стоящий перед ним, и что он-то за преступление стоящего перед ним, может, прежде всех виноват».
Да и что значат пред Богом все дела человеческие! Мармеладов («Преступление и наказание») говорит о Страшном суде Божием: «И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда же кончит над всеми, тогда возглаголет и к нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! Почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому их приемлю, разумные, что ни един из сих сам не считал себя достойным сего»… И прострёт к нам руце Свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймём! Тогда всё поймём… и все поймут». Так изумительно переложил Достоевский на язык современности евангельское учение о спасении — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3).
Христос для Достоевского не отвлечённый нравственный идеал, не абстрактная философская истина, но Личность. Поэтому он пишет: «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
Удивительны и величественны последние минуты жизни Ф. М. Достоевского, раскрывающие содержание духовного мира мыслителя. В 11 часов утра у Ф. М. Достоевского повторилось горловое кровотечение. После этого больной почувствовал необыкновенную слабость. Он позвал детей, взял их за руки и попросил жену прочесть притчу о блудном сыне.
Подготовила Зинаида Соколова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (175) ноябрь 2011 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.