«Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, [Иисус] опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия» (Марка 7:31). Это было второе посещение этих мест. Иисус взошел на гору, и туда стеклось множество народа, неся к Его ногам больных и хромых. Он исцелил их всех, и люди, хоть и были язычниками, но прославили Бога Израилева. На протяжении трех дней они толпились вокруг Спасителя, ловили каждое Его слово и наблюдали то, что Он творил.
К концу третьего дня у них кончилась пища. Иисус не хотел отпускать их голодными в обратный путь, он попросил Своих учеников накормить людей. И вновь ученики проявили неверие, хотя в Вифсаиде они видели, как по благословению Христа их скудных запасов хватило, чтобы накормить множество народа.
Они ответили Иисусу: «Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» (Матфея 15:33). Но, повинуясь Его слову, они принесли Ему все, что имели, – семь хлебов и две рыбки. Множество людей насытилось, и осталось еще семь больших корзин с едой. Четыре тысячи человек, кроме женщин и детей, подкрепились там пищей, и Иисус отпустил их радостными и благодарными.
И, сев потом в лодку вместе с учениками, Иисус пересек озеро и прибыл в Магдалу. Язычники, жившие в Десятиградии, принимали Его с радостью. Но теперь, когда Он снова прибыл в Галилею, где Его сила проявилась наиболее убедительным образом, где было совершено большинство Его дел милосердия и где проповедано Его учение, Он был встречен с презрением и недоверием.
Фарисеи и саддукеи, эти две непримиримые секты, объединившись, пришли к Христу, требуя знамения с неба. В истории Израиля было много чудес. Но иудеи не понимали, что не это им было нужно. Чисто внешние доказательства не могли принести им пользы. Они нуждались не в просвещении ума, но в духовном обновлении.
«Лицемеры! – сказал Иисус, – различать лице неба вы умеете (изучив небо, они могли предсказывать погоду), а знамений времени не можете?» Слова Христа, сказанные в силе Святого Духа и обличавшие грех, были знамением, которое Бог дал для их спасения. И миссия Христа была подтверждена знамениями, данными непосредственно с небес. Пение ангелов, которое слышали пастухи, звезда, которая вела мудрецов, голубь и глас с небес во время крещения Христа – все это свидетельствовало о Нем.
«И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?» «И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Как Иона три дня и три ночи был в чреве кита, так и Христос столько же будет «в сердце земли». И точно так же, как проповедь Ионы, была знамением для ниневитян, так и проповедь Христа была знамением для Его поколения. Каждое чудо, сотворенное Христом, было знамением Его Божественности. А главным доказательством Его Божественного происхождения является Его земная жизнь, открывшая людям Бога. Он совершал дела и говорил слова Божьи. Сама жизнь Его является величайшим из всех чудес.
Иисус, «глубоко вздохнув» и обернувшись прочь от людей, пытавшихся искусить Его, вошел в лодку вместе со Своими учениками. Они направлялись в Вифсаиду, где были насыщены пять тысяч человек. Иисус сказал: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Ученики не поняли Иисуса. Поскольку они забыли взять с собою хлеба, они истолковали слова Христа как предупреждение не покупать хлеба у фарисеев и саддукеев. Недостаток веры и духовной проницательности часто оказывался причиной того, что они не понимали Его слов.
Между тем существовала опасность, что своими хитросплетениями фарисеи и саддукеи могли распространить на учеников Христа закваску неверия и побудить их недооценивать работу Христа.
Закваска, положенная в тесто, действует незаметно, изменяя все тесто, заставляя его бродить. Так и лицемерие, если позволить ему остаться в сердце, повлияет на человека, изменит его жизнь. Книжники и фарисеи учили народ ложным принципам жизни, которые, однажды принятые, начинали действовать подобно закваске в тесте: они заквашивали и искажали характер. Именно это разлагающее души учение мешало людям принять слова Христа.
Лицемерие фарисеев было плодом своекорыстия. Прославление самих себя являлось целью их жизни. Как в прошлые времена, так и сегодня среди последователей нашего Господа широко распространен этот коварный грех.
Христианство – это воплощение искренности. Только сила Божья может вытеснить эгоизм и лицемерие. Такое изменение – признак того, что в нас действует Бог. «Отче! Прославь имя Твое» (Иоанна 12:28), – вот что было основным принципом в жизни Иисуса, и если мы последуем за Ним, то эти слова станут лейтмотивом нашей жизни. Он заповедал нам «поступать так, как Он поступал». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоанна 2:6, 3).
Евангелия от Матфея 15:29-39; 16:1-12; от Марка 8:1-21
Подготовила Ирина Беднякова
№21 (161) ноябрь 2010 г.