Историчность Иисуса Христа

1785

Современная наука располагает достоверными данными о реальности существования Иисуса Христа. Практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и воскресении содержатся в Евангелиях – книгах, написанных первыми христианами. В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее. Подавляющее число ученых придерживаются точки зрения, согласно которой Иисус Христос – это как минимум реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.

Доказательства христианских источников

В пользу историчности Христа и сведений, содержащихся в Евангелиях, свидетельствует ряд источников, находящихся в распоряжении современной науки. Так, данные, полученные археологией, опровергли мнение о возникновении евангелий во II в. То, что они возникли раньше, подтверждается папирусными списками книг Нового Завета, найденными в начале ХХ столетия в ходе археологических раскопок в Египте. Древнейшие из обнаруженных рукописей ученые относят к первой половине II в. – первой половине III в.

Понятно, что для того, чтобы христианство проникло на берега Нила, потребовалось определенное время. Поэтому создание самих новозаветных книг следует относить ко второй половине I в., что соответствует как их содержанию, так и церковной датировке. Благодаря этим находкам современные новозаветные евангельские тексты стали восприниматься как соответствующие оригиналам трудов апостолов – учеников и спутников Иисуса.

Огромнейшее значение для истории религии имеет находка в 1947 году на берегу Мертвого моря вблизи Кумрана древних свитков, содержащих ветхозаветные библейские и другие тексты. Благодаря текстам, найденным в Кумране, ученые получили дополнительные сведения о религиозной жизни еврейского общества c середины II в. до н. э. до конца 60-х гг. I в. н. э. Полученные данные подтвердили достоверность многих реалий жизни евреев, описанных в Новом Завете.
Также найденные археологами в Иерусалиме надписи показывают, что все имена, упоминаемые в Новом Завете, являются обычными для той эпохи.

Что говорят нехристианские источники?

Из нехристианских письменных источников, упоминающих о Христе, следует назвать два отрывка из «Иудейских древностей» – сочинений иудейско-римского историка Иосифа Флавия (37 – после 100 гг. н.э.): «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».

Второе упоминание об Иисусе приведено в «Древностях» в связи с осуждением на казнь Иакова, которого считают двоюродным братом Иисуса: «Анан (первосвященник, сын Анны, участвовавшего в суде над Иисусом Христом) почитал для себя благоприятным случай, когда Фест (римский прокуратор в Иудее) умер, а Альбин (преемник Феста) находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».

Упоминания о христианах и Христе имеются в сочинениях римских авторов начала II в: в «Жизни двенадцати Цезарей» Светония (70-140 гг. н. э.) говорится о преследовании христиан в 64 г. во время правления Нерона; в «Письмах» Плиния Младшего, адресованных императору Траяну, содержится упоминание о многочисленных группах христиан в Малой Азии – в послании, датированном примерно 113 г., Плиний просит у Траяна совета, как поступать с ними; говорится о христианах и в «Анналах» Тацита (58-117 гг. н. э.).

Косвенные доказательства существования Иисуса

  1. Апостолы терпели лишения и смело шли на смерть за Евангелие – весть людям о Христе. Если рассказ апостолов о том, что они видели Иисуса Воскресшим, был блефом, то они не посвятили бы этой лжи всю свою оставшуюся жизнь. И не жертвовали бы этой жизнью.

  2. Иисус не воспользовался влиянием на народ, хотя многие иудеи воспринимали Его как Мессию, который избавит их от ига Рима. При входе в Иерусалим толпа встречала Христа ликованьем и пальмовыми ветвями. Будь на месте Иисуса простой человек, он мог поднять народ на восстание, соблазнившись деньгами и славой. Но вместо трона и почестей Христос добровольно выбрал смерть на кресте.

  3. Ученики Христа также обладали большим влиянием на народ. Но никто из апостолов не стремился к славе, к обогащению, не воспользовался властью, деньгами для собственных нужд. Между тем, церковь разрасталась молниеносно. Люди принимали «новую» религию и шли за Христом благодаря вере своих учителей и их образу жизни.

  4. История не знает примеров, когда «целитель» передает свой «дар» сразу многим ученикам. Ученики же Иисуса, выполняя Его поручение, как один исцеляли всех больных и бесноватых. Также после смерти и воскресения Иисуса апостолы продолжали исцелять больных и даже воскрешать мертвых.

  5. Никто из родоначальников религий на земле не называл себя Богом, кроме Иисуса. Все они считали себя людьми и не претендовали на божественность. Иисус же говорил: «Я и Отец – одно» (Иоанна 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). Действительно, Богом себя может назвать только сумасшедший… Или Бог!!! Более того, Он творил дела, которые мог сотворить только Бог.

  6. Ветхозаветное Священное Писание имеет много предсказаний о Христе, которые находят отражение в жизни и смерти Иисуса. Написаны эти предсказания были за столетия до времени, описанного в Евангелии. Напомним, что «задним числом» искусственно пророчества не могли быть внесены в текст Священного Писания. Вспомним о кумранских свитках. Эти найденные рукописи, датированные II в. до н. э. – I в. н. э., очень близки к тексту современного Синодального перевода Ветхого Завета.
    Однако самое большое свидетельство реальности Иисуса Христа – это личная встреча с Ним, Его влияние на жизнь и характер человека. Ведь только личная встреча может доказать нам, что все, о чем говорит Библия, действительно правда. И эта встреча значительно лучше, чем любой трактат, внешний довод или фактологический анализ. Именно личная встреча с Иисусом делает нас христианами, именно в этой личной встрече Бог открывает нам Себя.
    Как же нам познакомиться с Господом? Один из важнейших путей, ведущих к личному познанию Бога, – это чтение Его Слова – Библии. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Евангелие и прочитать хотя бы несколько страниц. Многие люди, желающие опровергнуть истинность христианства, именно с этой целью принимались за изучение Библии. Но, вступая в борьбу с Богом, они из противников Христа становились Его друзьями. Потому что в словах Священного Писания они начинали слышать голос Живого Бога, ощущать Его всепобеждающую любовь, понимать величие безграничной жертвы Христа ради нас.

Игорь Муравьев