Кости пророка

2145

Антиминс, ковчежец, рака, табернакль, реликварий… Большинству людей эти термины ничего ровным счетом не говорят, и только немногие угадают в них предметы религиозного культа. Все они — МОЩЕВИКИ — ёмкости для хранения останков людей, почитаемых святыми. Но если термины и неизвестны, то сама практика почитания останков святых распространена чрезвычайно.
Об особом сакральном значении этого культа красноречиво свидетельствуют факты. Любой православный храм содержит мощи, полагаемые в нем при его основании и освящении. Это правило столь строго, что епископ, осмелившийся освятить храм без мощей, подлежит анафеме. Под престолом, что в середине алтаря храма, помещен ковчежец с человеческими останками, сам же престол, который служит столом для евхаристии, покрыт специальным платом — антиминсом — в который также вложены кусочки мощей. Считается, что таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Христа происходит только на нем.

Мощевики можно обнаружить в иконах, крестах1. Такая практика объясняется глубокой убежденностью в том, что останки святых обладают чудотворными свойствами, и именно поэтому они не подвержены тлению. Подобные верования породили самые неожиданные чины поклонения. Так, например, в соборах Московского кремля вплоть до 1917 года после часов Великой Пятницы на середину храма выносились все мощи, и совершалось их омовение. По окончании обряда, воду омовения как великую святыню раздавали клирикам и знатным лицам, а присутствовавшие в храме окроплялись ею2.
История не терпит оптимизма. Всевышний призывает человека «все испытывать, хорошего держаться» 1Фес 5:21. Особое благоговейное отношение к останкам великих людей наблюдается в самом широком историческом срезе. Под разной мотивацией этот древний культ обнаруживал себя в древнем Египте, с его пирамидами-гробницами, в буддизме, в атеизме с его ленинским мавзолеем, в культе предков восточных славян. Известная поговорка «перемывать кости» происходит от языческой практики выкапывания покойника спустя год после его смерти и промывания его костей3. Свое отношение к этой практике Библия выражает чётко и недвусмысленно: «Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа» Числ 19:11,13. Пренебрежение этим простым санитарным правилом породило массу проблем, и не только в области здоровья. После официального закрепления практики почитания мощей — побочные эффекты этой формы фетишизма стали проявляться повсеместно. Кража мощей, их фальсификация, тайное мумифицирование, бизнес на суеверии — вот только некоторые из них. А вот примеры: На сегодняшний день известно нахождение 11 указательных пальцев руки Иоанна Крестителя, а также ШЕСТИ (!) его голов4; на протяжении столетий и русские цари, и синод российской церкви пытались остановить последствия фальсификации мощей5; по отчёту наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей — ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного действительно нетленного тела6.
Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства) всегда был визитной карточкой язычества, а вера в реликвии всегда была сильнее самых очевидных разоблачений. Таково суеверие в его сути. Оно абстрагировано от здравого смысла, лишено авторитетного основания, первоисточника, и основано на чувственном опыте.
Хотя отдельные примеры почитания мощей историки находят уже во 2 веке н.э. эта практика была официально закреплена лишь в 787 году на седьмом соборе. Основание под этот культ было подведено такое: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает»*7. Хотя такое заявление напрочь лишено библейского основания, все же нашлись люди, которые связали культ мощей с известным библейским эпизодом, произошедшим в 835 г. до н.э. «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер… И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» 4Цар 13:14,21. Делегатам собора не помешали ни санитарное правило книги Чисел, ни ясный смысл второй заповеди Исх 20:4-6 — и этот случай стал эксплуатироваться как едва ли не единственный аргумент. Но почему же Господу было нужно избрать такой способ для воскрешения человека? Слово Господне обходит молчанием личность человека, пережившего чудо воскрешения, но этот эпизод является последним упоминанием о личности пророка Елисея в Ветхом Завете. Поэтому дело именно в нем. Знакомство с этим библейским персонажем открывает интересную неординарную личность, с такими характерными чертами как порывистость, целеустремленность, резкость, посвященность делу, неординарность. Эти штрихи к его портрету становятся очевидны при изучении ряда сюжетов с его участием.
3Цар 19:19-21. История о призвании Елисея, о его решительном действии в ответ на призыв к пророческому служению. Особый колорит его личности открывает тот момент, когда Елисей сжигает свой плуг и жарит на нем мясо тянувших его животных. На такое решительное сжигание мостов способен не каждый.
4Цар 2:1-12. Сюжет о передаче полномочий от Илии к Елисею. К решительности нашего героя прибавляется еще и уникальная целеустремленность с изрядной долей максимализма: «И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (ст.9).
4Цар 2:23-24.
Очень грустная история о том, как несколько десятков семей пытались опознать рваные куски своих малых чад, проклятых молодым пророком. Нетрудно представить, какая народная «слава» сопровождала Елисея в течение всей жизни. Примечателен факт Писаний — в течение последующих лет служения Елисей еще неоднократно сталкивается с детскими и молодежными бедами, где вынужден даже временами против своей воли выполнять для них спасительную миссию. Но выводы здесь очевидны: 1) Пророки тоже люди; 2) Полномочия данные свыше есть и великая ответственность и средство воспитания.
4Цар 5:1-6:23. Два сюжета об исцелении сирийского «генерала» и помиловании Елисеем сирийской армии. Эти истории стали еще двумя поводами для людской молвы, для которой поступки пророка выглядели более чем странно. Аура непонятности, подозрений в предательстве с особой силой проявилась вокруг его личности.
Таков был библейский пророк — человек, призванный Богом. Но было еще нечто, о чем нельзя умолчать. Это деятельность пророка. Историческая канва тех событий такова…
Северная часть некогда великого и единого Царства Давида находилась в глубоком кризисе. Оставалось только полвека до момента их завоевания. Еще не оправившись от духовной разрухи в правление нечестивой Иезавели, Израиль вот-вот должен был ступить на последний путь своей истории в правление развращённого Иеровоама II, при котором большая часть Авраамова наследия прекратила существование, превратившись позже в иной народ под именем самаритян. Эта ассимиляция была неизбежна, поскольку была Господним гневом за отступничество. Но исполненный милости Бог всегда дает шанс. Эта незаслуженная милость была передана через пророков Илию и Елисея и заключалась в основании ими духовных учебных заведений для молодёжи Израиля — пророческих школ для тех, кому еще интересна истина. Всевышний не мог уже спасти умерший в идолопоклонстве Израиль, но Он мог посеять семена в молодежь, в надежде, что однажды они взойдут и заколосятся урожаем на духовных нивах. Это был весьма верный шаг. Когда Иисус Христос был в Самарии, он отметил это словами: «посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» Ин 4:35. В этой работе пророк Елисей играл ключевую роль. Своим личным участием, связями с царским двором, своим влиянием и миротворчеством он способствовал развитию этого важнейшего начинания — духовного образования и воспитания, и Всевышний не мог допустить, чтобы дело Божье умерло вместе с Елисеем. А такая угроза была!
Об обстоятельствах смерти пророка Писания говорят: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер» 4Цар 13:14. Библия обращает внимание на смертельную болезнь пророка. Подобные болезни считались признаком особых Божьих проклятий, и в совокупности с известностью Елисея, неординарностью его личности, его репутацией в народе могли составить очень взрывоопасную смесь, которая могла уничтожить под корень все начинания Божьи, в которых пророк принимал участие. Статус кво нужно было срочно менять. И в этот момент, Небесный Бог избирает способ, который мгновенно становится известным в массах и окончательно подтверждает особую избранность Елисея и, конечно же, статус пророческих школ, им организованных.
Кроме этого, эта история о воскрешении в Библии рассказана в контексте диалога уже больного Елисея с израильским царем Иоасом (см. 4Цар 13:14-19). Последний, будучи человеком слабохарактерным и малодушным, воспринимал предстоящую кончину Елисея с нескрываемым ужасом, предчувствуя свое бессилие перед царской ответственностью за безопасность государства. Пророк, как мог, поддерживал царя при жизни. Вероятно, провидению Божьему было нужно, ради продления мира в умирающем отступническом северном израильском царстве, поддержать руки Иоаса и после смерти пророка. И лучше способа напомнить о непреходящем пророческом слове Елисея, небо не нашло. Библия сообщает, что это чудо воскрешения, сотворенное Всевышним (а не костями!) произошло спустя несколько месяцев как раз в тот момент, когда «полчища Моавитян пришли в землю» 4Цар 13:20-21. Это было сильнейшим стимулом для Иоаса к выполнению своих обязанностей. А то, что чудо вызвал Бог, а не кости, подтверждают ясные тексты Писания: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» Ин 5:26; «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» 1Тим 6:15-16. Никто (и тем более НИЧТО!), кроме Бога не имеет незаимствованной жизни, которой можно еще и делиться.
Но это чудо не породило культа мощей ни в те времена, ни в последующие 900 лет. Он возник много позже, как плод политики конформизма (соглашательства с укоренившимися в народе обычаями), практикуемой средневековой церковью, так, что библейские тексты стали толковаться в угоду этой политике.
Корень проблемы почитания мощей в том, что этим подменяется объект поклонения. Иисус предельно ясно выразил свое отношение к людским останкам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» Мф 23:27. Слово Божье заверяет, что Христос обитает лишь в живом сердце (см. Ис 38:19; Ис 57:15; 1Кор 3:16); и что Его милость (благодать) в жизни отдельного человека и истории открывается постепенно, поступательно, от меньшего к большему. Текст Библии: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» Ин 1:16 раскрывает, как Всевышний сначала явил свою милость в Своем Законе, затем — в Иисусе из Назарета, показавшем пример верности, а затем в даре Святого Духа, сделавшем верность заповедям — реальностью для простого человека. В этой цепочке раскрытия Божьей милости — ЗАКОН, ИИСУС, СВЯТОЙ ДУХ, прибавка такого более позднего звена (от 787 года), как СВЯТЫЕ МОЩИ — выглядит, мягко говоря, абсурдно.
В свободном обществе каждый волен выбирать собственную веру. При этом нужно помнить, что небольшое отклонение в доли градуса в определении азимута — даст в конце пути отклонение в огромных величинах. Поэтому, дорогой читатель, веря в Бога, ты можешь быть уверен в истине только тогда, когда сверяешь все мнения с единым непререкаемым авторитетом — Библией, Божьим Словом. Если только к цепочке авторитетов поступательного раскрытия истины ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — НОВЫЙ ЗАВЕТ ты не прибавляешь финальным звеном ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ или что-то еще. Но это уже другая тема…

*1,7 Журнал Московской Патриархии, №1, 1997г.
*2  Страстная седмица: Великая Пятница (Статья из VII тома «Православной энциклопедии»)
Свешникова М. Традиции Великой Пятницы
*3  http://wordhist.narod.ru/peremivat.html
*4  Lalanne, Ludovic. Любопытство традиций, обычаев и легенд Paris: Paulin, 1847. – с. 472
*5  Валишевский К. Петр Великий. М.,1993
Канонизация святых в 1550—1721 гг.; Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь»
*6 Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов; Отрывки из журнала «Революция и церковь», № 9-12. 1920 г.
Рустем Мухаметвалеев

Газета “Сокрытое Сокровище” №11(175) ноябрь 2011 г.