Если задать вопрос: «Какой день недели является днём покоя, особым днём поклонения Богу?», большинство христиан ответит: «Конечно, воскресенье!» Но в Законе Божьем написано: «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исход 20:10). Кто же перенёс день покоя с субботы на воскресенье? Как и когда это произошло?
В мире существует один документ, непосредственно вышедший из уст Божьих и адресованный человеку, — это Десять Заповедей. Четвёртая заповедь Божьего Закона говорит о святости субботнего дня. И изменена она была не посредством Божьего авторитета. Господь заверил: «Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Псалом 88:35). Иисус Христос, живя на земле, говорил Своим ученикам: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Матфея 5:17). Значит, Бог не переносил день поклонения с седьмого дня недели (субботы) на первый (воскресенье). Бог запретил и человеку изменять Десять Заповедей: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего» (Второзаконие 4:2).
При разлуке со Своими учениками Христос вменяет им в обязанность учить все народы соблюдать то, что Он повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матфея 28:19, 20).
В Новом Завете нет повеления Христа соблюдать воскресенье вместо субботы. Однако Библия предсказывает, что определённая власть будет пытаться сделать такое изменение: «Против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон» (Даниила 7:25). История показывает эту власть, которая противодействует Богу, Его Закону и пытается изменить Закон.
Исторические факты изменения субботы на воскресенье
Первый указ издал римский император и глава церкви Константин 7 марта 321 года: «В достопочтенный день солнца (первый день недели) все местные судьи и жители, живущие в городах должны покоится и все мастерские должны быть закрыты!»
Второе важное решение относительно дня поклонения было принято церковью на Лаодикийском соборе в 364 году. Если указ Константина повелевал праздновать воскресенье, то этот запрещал праздновать субботу и повелевал работать в этот день: «Христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день. Но день Господень они должны особенно чествовать, будучи христианами, и по возможности не работать. Если же они окажутся иудействующими, они должны быть отлучены от Христа» (канон 19) — Charles J. Hefele, A history of the Councils of the Church, Vоl. 2, р. 316.
Один из авторов жизнеописания Константина, говоря о компромиссе, необходимом для привлечения язычников, уточняет, что это было данью первому гражданскому закону о воскресеньи, введённому римским императором Константином в 321 году по Р. Х. Это был один из первых официальных актов, последовавших после принятия христианства, когда Константин добровольно подчинился духовному руководству римской католической церкви и «сделал священников своими советниками» (Eusebius, Life of Constantine, book 1, chap. 32, in Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol. 1, p. 491).
Константин издал, по меньшей мере, шесть декретов, касающихся вопроса о соблюдении воскресенья. Начиная с этого времени, и императоры, и папы издали несколько законов, и целью каждого из них было закрепить соблюдение воскресенья. И всё же, несмотря на эти законы, истина о субботе оставалась жить в средние века благодаря людям, верным Богу, которые не позволили поколебать их сознание.
Кому повиноваться?
Итак, поклонение Богу в воскресенье не было введено Христом. Это исключительно человеческое установление. Миллионы христиан совершают богослужения по воскресным дням, считая это своей священной привилегией. Они искренне молятся, веря, что выбранный ими день является истинным днём торжества нашего Господа над смертью. И Господь принимает их искренние молитвы. Но теперь, когда подлинный смысл этой проблемы прояснился, когда люди почувствовали, что в этих экспериментах с Законом Божьим не обошлось без заговора и интриг, они останавливаются и задумываются. Теперь по-новому звучит обращённый к нам вопрос, заданный Иисусом учителям закона: «Зачем… преступаете заповедь Божию ради предания вашего?.. Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матфея 15:3,9).
Вопрос о дне Господнем — это больше, чем выбор между двумя днями отдыха и общения с Богом. Суть вопроса глубже: будем ли мы повиноваться Богу или человеческим традициям? Будем ли мы верны Христу и станем соблюдать Его седьмой день — субботу? От этого выбора зависит наша будущая судьба.
Подготовил Виктор Бахтин
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8–11).
Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (234) октябрь 2016 г.