ЛЕВИЙ МАТФЕЙ

1507

Из римских чиновников самыми ненавистными для евреев были мытари – сборщики налогов. Чужеземные власти облагали иудеев налогами, и это раздражало людей, напоминая им об утраченной независимости. Сборщики податей являлись не только орудиями притеснения иноземцев, они были еще и вымогателями, обогащавшимися за счет народа. На иудея, который принимал эту должность от римлян, смотрели как на предателя своего народа. Его презирали как отступника и приравнивали к самым отъявленным злодеям.

К сословию мытарей принадлежал и Левий Матфей, который был призван на служение Христу вслед за четырьмя учениками у Генисаретского озера. Фарисеи судили о Матфее по его должности, но Иисус видел, что сердце этого человека открыто для истины. Матфей слышал проповеди Спасителя. Обличающий Дух Божий открыл ему его греховное состояние, и он начал искать помощи у Христа.
Однажды, занимаясь сбором пошлин, этот мытарь увидел приближающегося Иисуса. Как же велико было его удивление, когда он услышал слова: “Следуй за Мной”.
Матфей, “оставив все, встал и последовал за Ним”. Он не колебался, не задавал вопросов и даже не подумал о том, что меняет прибыльную должность на бедность и лишения. Он довольствовался тем, что будет с Иисусом, что сможет слушать Его слова и делить с Ним Его работу.
Подобно Матфею, каждый человек однажды должен определить, что для него важнее – земные блага или общение с Богом? Если люди ценят великий дар спасения, то самопожертвование, проявленное Христом, будет заметно и в их жизни. И куда бы Христос ни держал путь, они с радостью последуют за Ним.
Радуясь тому, что он стал учеником, Матфей старался привести своих бывших товарищей к Иисусу. С этой целью он устроил в своем доме пир и созвал родственников и друзей. На пир было приглашено много людей с сомнительной репутацией.
Пир был устроен в честь Иисуса, и Он, не колеблясь, принял приглашение. Иисус сел на почетном месте за одним столом с мытарями.
Узнав о том, что Иисус находится на пиру у Матфея, раввины воспользовались случаем, чтобы обвинить Его. Но действовать они решили не прямо, а через учеников Иисуса. Разжигая предрассудки, они надеялись разобщить учеников с их Учителем. “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” – спрашивали раввины.
Иисус не стал дожидаться, когда Его ученики ответят на это обвинение, но Сам сказал: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”. Фарисеи считали себя духовно здоровыми, но, в то же время, были уверены, что мытари и язычники погибают от душевных недугов. Так не в том ли состояла задача Христа как врача, чтобы обратиться к тем людям, которые нуждались в Его помощи?
Фарисеи на какое-то время умолкли, но их враждебность к Иисусу стала еще сильнее. Затем они нашли учеников Иоанна Крестителя и попытались настроить их против Христа. Иудеи постились, считая это особой заслугой, а наиболее набожные из них постились два раза в неделю. Как раз во время поста фарисеи и ученики Иоанна пришли к Иисусу с вопросом: “Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?”
Иисус ответил им очень мягко: “Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?” Христос принес в этот мир величайший дар Божий: радость бедным и богатым, невежественным и ученым. Как же радовались ученики, удостоившиеся общения с Величием неба! Для них это время не было временем печали и поста. “Придут дни,–
сказал Христос, – когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься”. Он говорил о времени после Своего распятия.
Отвечая ученикам Иоанна, Иисус рассказал притчу: “Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой”. Основные принципы учения Христа не могли сочетаться с установлениями фарисеев. Иисус подчеркнул это, сказав: “Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут”. Кожаные мехи, которые использовали как сосуды для вина, со временем высыхали, трескались и уже не годились для этой цели. Так на доступном примере Иисус показал состояние иудейских вождей. Их сердца съежились, подобно высохшим мехам для вина. Считая себя безукоризненно праведными, они не желали внести ничего нового в свою религию. Вера, действующая любовью и очищающая душу, не могла иметь ничего общего с религией фарисеев, состоящей из обрядов и человеческих предписаний. Тщетны попытки объединить учение Иисуса с официальной религиозной доктриной. Живая истина Божья, подобно молодому вину, разорвала бы старые, обветшавшие мехи фарисейского предания.
Иисус подчеркнул, что ложное учение может убить стремление к истине, сделав ее непонятной: “И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит – старое лучше”. Книжники и фарисеи не хотели пить драгоценного нового вина, а Спаситель искал тех, которые воспримут весть с небес. В невежественных рыбаках, в мытарях с рыночной площади, в женщине-самарянке, в простых людях, слушавших Его с радостью, Христос нашел новые мехи для нового вина.

Евангелия от Матфея 9:9-17; от Марка 2:14-22;  от Луки 5:27-39

Подготовила И. Беднякова