Правда о Благодатном огне

2937

Никто точно не знает, когда часть восточных христиан поверила в Благодатный огонь. Современные историки датируют возникновение предания о его сверхъестественном происхождении примерно IX веком – временем, когда Иерусалим попал под власть мусульман, обращавших христианские храмы в мечети. Но многие православные верят, что чудо это стало совершаться еще в апостольские времена, в I веке по Р. Х. (правда, вопрос о том, где именно оно совершалось, если храм Гроба построили в IV веке, а до этого место Воскресения было в безвестности, – остается без ответа). Первое русское свидетельство о чуде оставил игумен Даниил в своем знаменитом “Хожении” (примерно 1207 г.). Из его рассказа видно, что среди греков в XIII веке вера в Благодатный огонь под сомнение не ставилась. Что же это за огонь?

По официальной версии, вдоль стен храма начинают сверкать молнии, на мраморную крышку Гроба сходит в виде росы огонь голубоватого цвета, от которого греческий (православный) патриарх зажигает пучок свечей. Он сразу выносит огонь из Кувуклии (пещеры) Гроба в сам храм, где от него зажигают свечи остальные клирики (в том числе неправославные), паломники и туристы. По утверждению некоторых паломников, в течение первых минут после схождения огонь обладает необычными свойствами — он не обжигает, поэтому все присутствующие начинают умываться им, и в храме возникает атмосфера эйфории.

Правда, в Интернете несложно найти признания паломников, считающих себя «особо грешными и недостойными», – они утверждают, что их огонь здорово опалил, у одного даже борода сгорела. Благодатный огонь быстро теряет свои чудесные свойства, но его развозят по всему миру, устраивая в иных местах несколько странные, с христианской точки зрения, церемонии поклонения огню. В беседе с российскими журналистами греческий патриарх Иерусалимский Феофил III, говоря о Благодатном огне, сообщил, что обряд Великой субботы – «это церемония, которая является репрезентацией (представлением, воспроизведением), как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от Кувуклии разошлась по миру».

Что думают богословы? Сомнения в том, что христианское чудо может совершаться «автоматически», в определенный день и время, независимо от веры и духовного состояния тех, кто собрался на него поглазеть, бытуют среди православных богословов так же давно, как и сама народная вера в «огненное чудо». Известный исследователь христианского Востока епископ Порфирий (Успенский) так пересказывал современные ему события (середины XIXв.): «Когда знаменитый Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь… Он объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 2 500 000 пиастров, а в случае лжи… он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил (один из них) признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова… Решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела… (ибо) русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня… От одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи… А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба», – завершает свой рассказ епископ Порфирий.

По гипотезе выдающегося историка и литургиста профессора Н. Д. Успенского, формирование мифа о чудесном огне началось около 900-х годов и оправдывалось нуждой в «укреплении веры». Успенский заметил, что в описаниях Гроба Господня и записках паломников ранее IX века упоминания о схождении огня отсутствуют. Нет их в «Амфилохии» св. Патриарха Фотия (IX в.) с детальным описанием храма Гроба. Благочестивый обряд («репрезентация»), считает профессор, постепенно начал использоваться как орудие в межрелигиозных и политических противостояниях. Как бы то ни было, признавал профессор Успенский «огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного».

Религиовед Михаил Ситников, анализируя веру в Благодатный огонь в современной России, связывает ее с традиционными пережитками язычества: «Тяга к магизму, к непременному присутствию в числе оснований веры чего-то «эдакого» – от факирских трюков до аномальных явлений – совершенно чужда откровению Христа… Но для осознания постоянного присутствия Господа в мире новозаветным христианам не нужны никакие помпезные эффекты». Закончим статью цитатой старообрядческого публициста Андрея Езерова: «Что же это за вера, для которой необходимо «огненное чудо» и недостаточно самого Воскресения Христова?! Мы веруем не в «огни», не в святыни, не в Гроб Господень, а непосредственно в Господа Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего».

По материалам журнала «Огонек»