В современном мире распространены представления о том, что наука и вера в Бога несовместимы, потому что религия не только противоречит науке, но и является тормозом научно-технического прогресса. Откуда взялся этот стереотип? Как на самом деле соотносятся эти сферы человеческой деятельности?
Бытует мнение, что наука развивалась, преодолевая «религиозное мракобесие» и упорное сопротивление церкви. Это не соответствует действительности. История свидетельствует, что истоки наук находятся в христианстве. Именно христианство (и прежде всего, возврат к христианским ценностям в результате Реформации) дало установки и мораль, которые обеспечили возникновение наук и их бурное развитие в 17 веке. Большинство подлинно великих учёных было верующими людьми. У истоков великих открытий стояли учёные, веровавшие в сотворение Вселенной разумным Создателем, в упорядоченность мироздания, законы которого можно постигать.
Атеисты, пытаясь показать мнимую несовместимость науки и веры в Бога, их, якобы, всегда враждебные и непримиримые отношения, отражающие прогрессивность науки и реакционность религии, приводят примеры «мучеников науки», подвергшихся травле со стороны церкви, — Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. К сожалению, тёмные страницы в истории церкви и небиблейские доктрины (например, про ужасные вечные муки в аду) в немалой степени способствовали недоверию к христианству, в том числе и в аспекте науки.
Джордано Бруно, итальянский философ и поэт, был казнён на костре. Будучи монахом ордена доминиканцев, он вступил в конфликт с католической церковью и был осуждён за оккультизм и богохульство.
Николай Коперник выдвинул гелиоцентрическую модель, поместив в центр мироздания Солнце, вокруг которого движется Земля и другие планеты. В то время господствовала теория астронома Клавдия Птолемея, основанная на учении Аристотеля, с неподвижной Землёй в центре мира. Взгляды Николая Коперника бросали вызов не только устаревшей научной теории, но и Церкви. Хотя Николай Коперник никаким гонениям не подвергался, однако его главный научный труд «Об обращении небесных тел» был издан лишь в год его смерти.
Гелиоцентрическая модель утвердилась позже благодаря исследователям Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.
Галилео Галилей действительно преследовался Церковью, кульминацией чего был суд над учёным в 1633 году и его публичное отречение от системы Николая Коперника. Дело Галилео Галилея — самый крупный конфликт, который, по сути, являлся противостоянием двух научных гипотез, новой и старой модели мира, а не конфликтом церкви и науки. Он случился из-за того, что геоцентризм был возведён в церковную догму, а также из-за резких выступлений Галилео Галилея против университетских учёных, приверженцев модели Птолемея. Через несколько лет после смерти Галилео Галилея, когда модель Николая Коперника была доказана, католическое духовенство сняло запрет на книги о гелиоцентризме.
Сегодня Ватикан признаёт ошибки, осуждает церковь за «перегибы» инквизиции и всячески пытается представить себя другом науки вплоть до признания эволюции.
Враждебность между религией, наукой и верой была искусственно создана в эпоху Просвещения (18 в.) вдохновителями новых атеистических течений, наиболее яркой фигурой из которых был французский мыслитель и писатель Вольтер (1694 – 1778).
К великому сожалению, эпоха Просвещения, спекулируя на расцвете естественных наук, научных открытиях и техническом прогрессе, выдвинула ложную идею о мышлении и разуме как высшем авторитете для человечества. Авторитет Божьего Слова был отвергнут. Как результат — появление безбожных лжетеорий (Дарвин, Маркс, Фрейд, Ницше, Лайель и другие), возникновение у людей недоверия к Библии как исторически и научно правдивой книге.
Важно отметить ещё раз, что несовместимость науки и веры мнимая, ведь у природы и Библии один Автор. Конфликт возникает, если официальная наука становится атеистической или церковь не принимает новые научные открытия.
Елена Титова,
«Я восхищаюсь делами рук Твоих»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (210) октябрь 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.