Сегодня у большинства людей слово «священник» ассоциируется со служителем христианской церкви. И люди искренне считают, что в христианстве так было изначально. Однако Библия и история свидетельствуют о другом.
Во времена Ветхого Завета на земле был один единственный храм, посвящённый Живому Богу. Он находился в Иерусалиме. В этом храме ежедневно приносились в жертву животные. Они были прообразами жертвы Сына Божьего Иисуса Христа, Который пришёл на Землю и умер за грехи людей.
Простые верующие в храм не допускались. Они должны были в покаянии принести во двор храма жертвенное животное. Далее обряд очищения от греха совершал священник, выступая как посредник между Богом и человеком. Все действия священника, сам священник и предметы храма иллюстрировали план спасения человечества через Иисуса Христа.
Постоянно горевший семисвечник символизировал Слово Божие, предвозвещавшее Иисуса и посылаемое Им, елей — присутствие Духа Господа, хлебное приношение — Иисуса, как хлеб жизни, курение фимиама за завесу — молитвы, возносимые посредством Христа в присутствие Божие (см. 1 Тимофею 2:5), ковчег завета — Бога, Его мудрый закон и справедливый суд, а жертвенник во дворе храма, на котором закалывались жертвы, — Голгофу. Поскольку священник в храме символизировал Христа, то есть Самого Бога, он был облачён в особые одежды.
Евангелие повествует, что, когда Иисус умер на кресте, «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу» (Матфея 27:51). Бог этим наглядно показал, что система обрядов и жертвоприношений, которая существовала в ветхозаветные времена, потеряла свой смысл. Если раньше священники принимали от человека вместе с его раскаянием жертвенное животное и приносили его перед Богом, то теперь единственная жертва, которую может принести человек для своего оправдания и спасения — это покаяние и вера в Сына Божьего Иисуса Христа. Как написано: «Жертва Богу — дух сокрушённый» (Псалом 50:19).
С началом христианской эры изменились функции храма и его служителей. Единственным Священником, Посредником между Богом и людьми, Ходатаем за нас перед Небесным Отцом и Главой Церкви является Сам Иисус Христос, который совершает служение в небесном святилище. Об этом пишет апостол Павел: «Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное … Но Христос, Первосвященник будущих благ, … не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евреям 9:1, 11-12). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5). «Он есть глава тела Церкви» (1 Коринфянам 1:18).
С момента смерти Иисуса церемонии в иерусалимском храме стали бессмысленными. Поэтому в оригинале новозаветных текстов мы не видим, что служителей христианской Церкви называют священниками. Новый Завет перечисляет следующие виды христианских служителей (см. 1 Тимофею 3:2, 8; Деяния 14:23):
> епископ, греч. — надзирающий;
пресвитер, греч. — старейшина, глава общины;
диакон, греч. — служитель.
На смену иерусалимскому храму пришли церковные здания, молитвенные дома и другие места поклонения, где верующие люди во всех уголках Земли могут молиться, изучать Слово Божье, получать духовное подкрепление и наставление в вере.
После того как умерли апостолы и их ученики, церковные служители постепенно начали отделяться от «рядовых» верующих. Понемногу епископы и пресвитеры превратились в отдельную касту и стали называть себя по аналогии с Ветхим Заветом — священниками (клиром). А простые верующие стали именоваться мирянами. Со временем не только положение в обществе, но и одежда стала выделять церковный клир. Вы не задумывались, во что одевались апостолы и первые христианские служители? Их облачение ничем не отличалось от одежды обыкновенных людей. Ведь все христиане просто являлись членами общин, в которых из прихожан были избираемы и поставляемы диаконы (служители) и пресвитеры (старосты). А над несколькими общинами для согласования их взаимодействий между собой и другими церквями были поставляемы из опытных верующих епископы. Это исторический факт, который знают многие богословы. Александр Мень в книге «Таинство, слово и образ» (глава «Одеяния») писал: «В ранней Церкви не было специальных культовых одежд».
В христианских катакомбах сохранилась древняя фреска, на которой изображён апостол Павел. На ней видно, что он носил распространённое среди обыкновенных людей тех времён одеяние.
Как же сегодня одеты служители церкви? В церквях разных конфессий существуют свои традиции. Праздничная одежда некоторых иерархов может содержать килограммы драгоценных камней и металлов. Их мантия шьётся индивидуально на заказ из изысканных материй. Ездят некоторые церковные иерархи сегодня в картежах представительского класса. Но Иисус и апостолы ходили в скромных одеяниях и передвигались между селениями не на богатых колесницах. И в Иерусалим Христос въехал просто на осле. Имеет ли право на существование такая огромная разница между Господом и теми, кто называет себя Его учениками и слугами? А ведь Иисус предупреждал своих последователей: «Ученик не выше учителя» (Матфея 10:24). «Князья народов господствуют над ними..; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Матфея 20:25, 26).
Однако священство не исчезло совсем из Нового Завета. Одной из задач священства являлось обучение людей законам Божьим.
Поэтому во время заключения с евреями завета на горе Синай Господь их всех назвал священством по отношению к людям, не знающим истинного Живого Бога: «Вы будете у Меня царством священников … уделом из всех народов» (Исход 19:6, 5). Так и в свете Евангельской вести апостол Пётр царственным священством по отношению к неверующим назвал всех христиан: «Вы — род избранный, царственное священство … люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).
Таком образом, в Новом Завете уже нет священников — служителей храма, поскольку ветхозаветное храмовое служение исполнилось в Иисусе, но на всех христиан возложена священная обязанность: жить так, чтобы прославлять Великого Единого Живого Бога, и делиться с людьми евангельской вестью об Иисусе Христе и Его спасительной жертве, принесённой из любви к каждому человеку.
Валерий Татаркин В статье использованы выдержки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru
Газета “Сокрытое Сокровище” №2 (178) февраль 2012 г.