Выражение “умыть руки” имеет значение: снять с себя всякую ответственность за что-либо, объявить о своем неучастии в деле. Оно пришло в наш язык из Евангелия, где описывается, как римский прокуратор Понтий Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса Христа для казни, и сказал: “Не виновен я в крови Праведника Сего” (Матфея 27:24). Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству. Этот обряд описан в книге Второзаконие 21:1-9:
«Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его: то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят [расстояние] до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; и придут священники, сыны Левиины; и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: “руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови.” [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа». Если человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: “Я не повинен в сем”, или: “Руки мои чисты”, это равнялось торжественной клятве.