Евангелие от Иоанна содержит очень важную беседу одного из начальников синедриона Никодима с Иисусом, в которой Спаситель раскрыл план спасения и Свою миссию в этом мире. Ни в одной из Своих последующих проповедей Он не объяснял так полно и последовательно то, что должно произойти в сердце каждого человека, который хочет наследовать Царство Небесное.
Услышав об Иисусе, Никодим начал ревностно исследовать пророчества о Мессии. И чем более углублялся в них, тем твёрже убеждался — вот Тот, Кто должен прийти!
Никодим очень хотел побеседовать с Иисусом, но боялся открыто пойти к Нему. Если бы о встрече стало известно синедриону, ему не удалось бы избежать насмешек и оскорблений. И Никодим решил поговорить с Иисусом тайно.
Никодим начал с похвалы, чтобы расположить Христа к себе, но на самом деле в его речах сквозило сомнение. Вместо того чтобы ответить на это приветствие, Иисус внимательно вгляделся в собеседника, как бы читая его душу. Он видел перед Собой человека, ищущего правду. Он знал о цели его прихода и начал с главного: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:3). В сущности, Его слова означали следующее: ты нуждаешься не столько в теоретическом знании, сколько в духовном возрождении, в обновлении сердца; ты должен принять новую жизнь свыше, прежде чем сможешь оценить небесное; пока в тебе не произойдёт перемена, и пока ты не увидишь всё в новом свете, беседа со Мной о Моей власти и о Моём служении не послужит тебе во спасение.
Будучи израильтянином, Никодим считал, что место в Царстве Божьем ему обеспечено, и не испытывал нужды в переменах. Вот почему он так удивился словам Спасителя. Фарисейская гордость боролась в нём с искренним желанием узнать истину.
Неожиданно он с иронией спросил Христа: «Как может человек родиться, будучи стар?» Подобно многим людям, сталкивающимся с бескомпромиссной истиной, он был не готов принять то, что исходит от Духа Божьего. Но Спаситель не поддержал спора. Торжественно, и с ещё большей твёрдостью повторил так удивившее Никодима: «…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Никодим знал, что Христос имел в виду крещение водой и обновление сердца Духом Божьим. Иисус продолжал: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». Человеческое сердце по своей природе привержено злу. Люди никогда не смогут изобрести лекарство от греха. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Римлянам 8:7); «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» (Матфея 15:19). Чтобы побуждения сердца были чисты, оно само должно быть очищено. Обрести новую жизнь невозможно, не умертвив своего «я» и греховных помыслов. Эта перемена может произойти только под влиянием Святого Духа.
Никодим всё ещё недоумевал, и тогда Иисус облёк Свою мысль в притчу, сравнив деяние Святого Духа с ветром: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».
Мы слышим, как ветер шумит в кронах деревьев, видим трепещущие листья и травы, но сам ветер невидим, и никто из людей не знает, откуда он приходит и куда уходит. Вот так же влияет на нас Святой Дух, изменяя сердца. Уловить его путь так же трудно, как движение ветра. Христос неустанно воздействует на сердце человека, но увидеть эту деятельность так же невозможно, как ветер. Мало-помалу человек испытывает влияние, источник которого может и не осознавать, но оно направляет его к Христу. Это происходит, когда мы размышляем о Христе, читаем Писания или слушаем проповедника. И однажды, когда призыв Духа становится ясно различим, душа радостно подчиняется Иисусу. Многие называют это внезапным обращением, но в действительности это результат продолжительной, неотступной и терпеливой работы Духа Божьего.
Хотя ветер невозможно увидеть, результаты его действия видны и ощутимы. Так и работа Духа над сердцем открывается в каждом поступке того, кто испытал на себе эту спасительную силу. Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. Исчезают греховные помышления, человек перестаёт совершать злые поступки, и там, где царили гнев, зависть и раздоры, воцаряются любовь, смирение и мир. Печаль сменяется радостью, лицо человека просветляется, отражая небесный свет. Благословения даются в том случае, если душа верою покоряется Богу. И тогда сила, невидимая для человеческого глаза, творит новое существо по образу Божьему.
Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь работу искупления. Тайна эта превосходит возможности человеческого познания. Но тот, кто переходит от смерти в жизнь, понимает, что работа эта совершается Богом. И ныне, на земле, мы можем познать начало искупления на личном опыте, последствия же его простираются в вечность.
Елена Уайт, «Желание веков»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (233) сентябрь 2016 г.