Многие современные христиане с трепетом относятся к людям, называемым «святые». Их изображают в виде старцев и стариц с нимбами вокруг головы. Их писательские труды почитают наравне со Священным Писанием. Считается, что к ним можно обращаться в молитве, потому что благодаря своей безгрешной жизни на земле они получили доступ к престолу Бога. Насколько же безгрешны святые старцы, и к кому нам следует возносить свои молитвы?
Конечно, отцы церкви совершили множество подвигов веры, и их жизни нередко могут являться для нас примером. Но можно ли утверждать, что все святые старцы безгрешны и изрекали лишь богоугодную истину? Ведь из истории известно, что даже знаменитые герои веры были смертными людьми со своими сильными сторонами и слабостями, как и современные духовные наставники. Они имели друзей и врагов, сторонников и оппонентов, соседей и родственников. Они так же, как и все люди, думали, искали, теряли, находили, любили, ревновали, радовались, огорчались, приобретали жизненный опыт, изучали Священное Писание… и, конечно, в чём-то ошибались.
Библия утверждает, что нет ни одного безгрешного человека:«Нет человека, который не грешил бы» (3 Царств 8:46).Священное Писание показывает, что апостолы, пророки и патриархи были обычными людьми: апостол Пётр допускал лицемерие (Галатам 2:11-14), пророк Иона уклонялся от исполнения воли Господа (Иона 1:3), патриарх Иаков обманул отца, чтоб получить его благословение и т.д. Библия констатирует, что безгрешен только Иисус Христос — Сын Божий.
Несмотря на эти ясные библейские утверждения, люди начинают боготворить умерших Божьих служителей, идеализировать их, думая, что сами никогда не станут такими же «святыми»… Им Святым старцам даже молятся, полагая, что эти идеальные верующие имеют доступ к Богу, а рядовых грешников Господь не слышит…
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, давайте посмотрим, что в Библии обозначается понятием «святость».
В оригинале слово «святой» звучит как «отделённый», т. е. принадлежащий Богу. Люди, принадлежащие к Божьему народу (сначала евреи, потом христиане, как их духовные наследники), заключив с Создателем завет, стали освящены — отделены для Него. Таким образом, уважаемые старцы, безусловно, могут именоваться «святыми», так как они посвящали свою жизнь Богу — были отделёнными для Господа по сравнению со многими другими людьми, не знавшими Бога или не желавшими познавать Его волю. Но также «святыми» могут считаться все христиане, которые отделились от языческого или атеистического мира, признали Иисуса Христа своим Спасителем и приняли решение жить по Его заповедям. Именно поэтому Священное Писание «святыми» называет всех истинных верующих, а не только святых старцев. В Ветхом Завете, обращаясь к израильтянам, Бог говорил: «Ты народ святой у Господа, Бога твоего» (Второзаконие 14:2). Здесь речь шла обо всём народе, хотя среди них было много людей далёких от совершенства. В Новом Завете апостол Павел, обращаясь к Церкви, пишет: «…всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым…» (Римлянам 1:7). С обращения к «святым» апостол Павел начинает также послания к Коринфянам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам. Однако далее апостол не только хвалит, но и поучает, и критикует христиан, живущих в этих городах.
По отношению к людям, праведниками, как и святыми, Библия называет всех тех, кто старается жить, согласно воле Творца: «В сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Второзаконие 6:25). «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Иоанна 3:7).
Сегодня святым старцам принято молиться, обращаясь к ним за помощью, однако апостолы, напротив, призывали братьев-христиан молиться за святых: «Молитесь во всякое время… со всяким постоянством и молением о всех святых» (Ефесянам 6:18). Просили апостолы молиться и о них самих: «Братия! Молитесь о нас» (1 Фессалоникийцам 5:25). В этих стихах идёт речь о необходимости христианам молиться друг за друга: «Молитесь друг за друга» (Иакова 5:16). Очевидно, что говорится здесь о людях, живущих на земле в теле, а не об умерших. К сожалению, многие верующие уже забыли о молитве друг за друга, а за молитвенной поддержкой обращаются только к заступникам, находящимся, по их мнению, около Бога специально, чтобы ходатайствовать о них. Между тем, Священное Писание называет только одного посредника между Богом и людьми: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5). Иисус Христос специально стал человеком, чтобы быть надёжным мостом между Святым Богом и далёкими от совершенства людьми.
Среди людей как нет святых, в смысле безгрешных, так не встретить и праведных: «Нет праведного ни одного… потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам. 3:10, 23). Истинно праведен только Иисус Христос, именно через Его жертву на кресте — чистую, невинную Кровь, которой Он «расплатился» за грехи людей, — мы имеем надежду на спасение и вечную жизнь: «Христос… однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петра 3:18). Поэтому, согласно Библии, только к Отцу Небесному через Иисуса Христа могут быть направлены наши молитвы о помощи и прощении грехов.
Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru/