ВОПРОС: В заповедях Божьих написано: «Не убивай». Почему же тогда в Ветхом Завете мы читаем о том, как Бог повелевал евреям жестоко расправляться с языческими народами, населявшими «обетованную землю»? Разве евреи не нарушали при этом заповедь?
ОТВЕТ: Заповедь «Не убивай» говорит о том, что никакой человек не вправе самостоятельно выносить приговор и распоряжаться жизнью другого человека. Жизнь дается Богом, и только Он вправе забрать ее.
Во времена, когда израильский народ совершал освобождение «обетованной земли», формой правления в обществе была теократия, т. е. верховным Правителем был Сам Бог. Он общался с людьми через пророков, которым напрямую сообщал Свою волю, а также через священников, которые имели священные камни урим и туммим и с их помощью могли обращаться к Богу за советом по любому вопросу.
В странах, против которых воевал в те времена Израиль, царило ужасное зло и беззаконие. Жестокость и непотребные извращения были обычным делом даже для малолетних. Не удивительно, что чаша терпения Божьего переполнилась, и Господь вынес приговор об уничтожении этих народов. Это было наказание за упорное непослушание заповедям Божьим, за нежелание жить по законам мира и добра.
Израильские воины действовали в этом случае по указанию Самого Господа, они не преследовали корыстных целей и выступали не в роли судей и убийц, а лишь исполняли вынесенный приговор.
Во всех случаях Бог ясно описывал действия, которые нужно было выполнить израильтянам, и сообщал причины, по которым он предавал отступившие народы в их руки: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча… Дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» (Второзаконие 20:10-18).
Уничтожению подвергались лишь те народы, которые проявляли упорство в своем непослушании, ибо для Бога всегда остается верным главный принцип: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезекииля 33:11).
История большинства сражений того времени говорит, что возмездие языческим народам исходило именно от Бога, а не от израильтян. Достаточно вспомнить, например, как рухнули стены Иерихона (Иисуса Навина, гл. 6), или как у Гаваона «Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Иисуса Навина 10:11).
Или вспомните историю Гедеона, когда из многотысячной израильской армии Бог оставил только триста человек, которые, разделившись на три отряда, произвели шум в стане Мадианитян и встревожили его так, что в страхе язычники, подняв мечи друг на друга, были уничтожены (Судьи, гл. 7).
Итак, в истории с завоеванием земли обетованной народ Божий не совершал убийства, а совершал справедливое возмездие по прямому указанию верховного Судьи – Бога. Поэтому они и не несут ответственности за пролитую тогда кровь.
Более того, Бог всегда готов избавить от наказания грешника или даже целый народ, если люди сердечно раскаиваются в совершенных преступлениях. Примером этому может быть история с городом Ниневией, когда Господь помиловал покаявшихся жителей и отменил вынесенный ранее смертный приговор: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 3:10).
Н. Воронина