Джон Рей - основатель биологии и посвященный христианин

Джон Рей родился 29 ноября 1627 г. в английской деревне Блек-Ноутли в Эссексе. Он был самым младшим сыном в семье деревенского кузнеца. Его мать собирала и использовала травы в лекарственных целях, и была известна в деревне благодаря ее заботе и состраданию к больным. Интерес Джона к растениям начался в раннем детстве, когда он собирал травы с матерью.

Джон получил элементарное образование в родной деревне. Местный священник увидел, что мальчик имел тягу к знаниям, и позаботился о том, чтобы Джон посещал среднюю школу в соседнем Брейнтри. И снова его способности были признаны, и в возрасте 16 лет он поступил в Тринити Колледж в Кембриджском Университете.

Рей получил степень магистра в 1651 г. и остался в колледже в качестве лектора. Он был известен как скромный и чувствительный человек, посвященный христианской вере, стремящийся направить мысли своих студентов от материализма к Богу.

Рей был вынужден оставить университет в 1662 г., потому что не хотел идти на компромисс со своими религиозными убеждениями. После этого он был не в состоянии содержать себя и свою овдовевшую мать. Однако Фрэнсис Виллубай (1635-1672), состоятельный бывший студент Рея, предложил ему начать совместное научное исследование и взял на себя обязанности по финансированию этих работ. Отставка Рея фактически была поворотным моментом в его жизни, которая позволила осуществить большую часть его работ. Как мы читаем в Послании к Римлянам 8:28: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу”.

В течение 10 лет Рей и Виллубай путешествовали по Британским островам и в остальной части Европы, наблюдая и собирая экземпляры. В то время, как Виллубай сосредоточил свое внимание на животных, Рей интересовался растениями. Их намерения состояли в том, чтобы документировать живые организмы и классифицировать их в ограниченном числе классов.

В 1670 г Рей издал каталог растений Британских островов. Он содержал обширный раздел о лекарственном использовании растений, который осуждал астрологию, алхимию и колдовство.

В знак признания его работ Рей был принят членом Королевского Общества, престижной группы самых известных ученых Англии. Позже, когда его попросили стать секретарем Королевского Общества, Рей отказался, поскольку у него было бы меньше времени для занятий биологией.

Именно Рей определил то, что сегодня называют видом. Линней (другой глубоко верующий христианин) впоследствии использовал виды Рея как стандартные блоки своей системы классификации, в которой соотносящиеся виды были сгруппированы в роды, а роды были объединены в высшие категории и так далее. Таким образом, обобщенный каталог растений Рея положил основу для систематической классификации, которая далее была разработана Линнеем.

Рей не видел никакого конфликта между его христианской верой и научной работой. Фактически он полагал, что научное исследование “было надлежащим осуществлением способностей человека и законной сферой христианского исследования”.

Рей непреклонно верил, что все сущее – небеса, земля и живые организмы – было создано бесконечно мудрым и любящим Богом, что бесконечные детали структур и функций живых организмов были явным свидетельством Божественной мудрости. Он выразил это в двух широко известных книгах. Одна из них, «Мудрость Бога, проявленная в работе Творения», стала классикой. Он также написал теологическую книгу, названную «Убеждения к Святой Жизни».

Несмотря на успех и известность, Рей оставался скромным и одинаково общался с богатыми и бедными. Он жил и работал в Блек Ноутли до своей смерти 17 января 1705 г. После кончины Рея его друг написал, что «в делах он был человеком строгим; в беседе был скромным, учтивым и приветливым; по отношению к Богу он был посвященным; в отношении к бедным и несчастным я не видел более сострадательного и щедрого человека».

В течение длинной и плодотворной жизни Рей заложил основы ботаники и зоологии, являя также последовательное христианское свидетельство в его поведении и защите библейского учения.

Источник: creation.com

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (125) сентябрь 2007 г.