Многие христиане знают слова молитвы Иисуса Христа о единстве Своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Иоанна 17:21). Почему же по сей день сохраняется множество разных церквей и христианских конфессий?
На каких условиях по Божьему замыслу возможно истинное объединение Христовой Церкви?
Лидером экуменического движения (движения за объединение церквей) на сегодняшний день является Римская католическая церковь. При этом, декларируя единство, папская власть оставляет за собой право быть главой и идеологом этого движения. Принципы этого объединения коренным образом расходятся с тем, что имел ввиду Иисус Христос, молясь о единстве Своих последователей.
1 Экуменизм стремится административными и политическими мерами объединить христиан в максимально многочисленную грандиозную церковь. Иисус Христос же выступал за единство «в духе и истине» (Иоанна 4:23). Он видит Свою истинную Церковь как верный остаток «соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12).
2 Для экуменизма библейская чистота и правдивость вероучения не имеют большого значения. Не важно, во что верят люди, главное — объединить под свои «знамёна» (а точнее — подчинить себе) весь мир. Но Иисус Христос учит, что истина, выраженная в Его Слове и Десяти Заповедях, является непреложной основой для объединения Его истинных детей. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15), — говорит Спаситель всем Своим детям, на каком бы материке они ни жили и к какой бы деноминации ни принадлежали сегодня.
3 Экуменизм активно вовлекает религию в политическую сферу и использует политику для достижения своих целей. Но Иисус Христос говорит: «Царство Моё не от мира сего» (Иоанна 18:36). Он ждёт, что Его дети объединятся, движимые любовью. Это будет их свободный выбор, а не результат политического или экономического давления.
Итак, единство Церкви Христовой — это, в первую очередь, духовное единство христиан всего мира, единство в вере и в соблюдении Десяти Заповедей. Идёт ли этот мировой духовный процесс объединения сегодня? Безусловно!
Даже в самые мрачные для христианства периоды земной истории, в периоды тотального отступничества и забвения Слова Божьего, у Бога всегда оставались верные дети, которые чтили Его заповеди, несмотря на гонения и поношения. Но с середины XIX века сформировалось особое всемирное движение духовного возрождения, движение возврата к чистоте веры в Иисуса Христа и соблюдения всех Десяти Заповедей, часть из которых были попраны и забыты христианами, ещё начиная с III – IV столетия нашей эры. Со временем движение это оформилось в Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. Сегодня она является самой быстрорастущей христианской деноминацией в мире и совершает служение в большинстве стран Земного шара. В России, где церковь существует с 1886 года, насчитывается более 100 000 адвентистов и членов их семей. Единым для христиан-адвентистов в разных странах является именно их вероучение, основанное на Слове Божьем. При этом культурные и обрядовые различия сохраняются, если они не противоречат Писанию. Адвентисты не считают, как это делают некоторые церкви, что принадлежность именно к их конфессии является гарантией спасения, но проповедуют Христово учение, не соблюдая которое, невозможно устоять на суде Божьем.
Каков же путь России в этом процессе духовной подготовки мира ко Второму пришествию Христа и суду Божьему? Как прочие страны Востока, Россия сохранила определённую независимость от влияния Запада и осталась свободна от многих аморальных тенденций западного общества и отступлений от Писания, произошедших в лоне Римской церкви. Россия имеет богатое христианское наследие, но по-настоящему она сможет возродиться, приведя свою жизнь и веру в соответствие с Христовыми Заповедями. А для этого каждому предстоит покаяться перед Богом в том, что Слово Его находится в небрежении в наших семьях, и начать исследование Библии, помня, что ещё столетие назад эта книга ежедневно читалась и в семьях простых крестьян, и во дворце императора.
Вот что пишет богослов и историк, исследователь славянского христианства Олег Жиганков: «Русским христианам, в том числе православным, не следует пренебрегать своими братьями и сёстрами, живущими за рубежом, являющимися членами других деноминаций, но молиться за них и поддерживать их. Духовная гордость, как и всякая другая, — слепит человека и лишает здравого видения и любви. Христианам необходимо подняться выше разделяющих всемирное христианское братство культурных барьеров. Поспешное и поверхностное суждение — признак легкомыслия и поверхностной духовности. Только понимание сущности Евангелия, только наличие любви и смирения помогут русскому христианству преодолеть национальные барьеры и сделаться лидером не только национального, но и всемирного возрождения. Для этого необходимо будет научиться отличать главное от второстепенного, веру от обряда. Русским христианам предстоит научиться любить и уважать своих зарубежных братьев, облекающих веру в другие культурные выражения. Ведь они тоже любят Бога и верны Ему…
Люди, верные Богу в последние времена, в какой бы стране света они ни жили, сумеют преодолеть все проблемы, сумеют понести весть Евангелия, сумеют принять и направить предстоящее духовное возрождение, идущее с Востока, разнести его по всему миру, если в них найдётся достаточно любви, снисхождения, терпения и мудрости. Все эти духовные дары Господь с радостью даст Своим детям — если только они попросят Его об этом».
Отстаивая своё право на особый путь и место в истории, российскому народу не стоит «выплёскивать с водой и ребёнка», ведь Господь наш Иисус Христос призвал нас не к национальной обособленности, но к единству с искренними христианами всего мира. Не пренебрегать мировым движением возрождения, а присоединиться к нему, используя огромный потенциал добра, искренней веры, смелости в отстаивании своих убеждений, которыми Господь наградил наш народ.
«Господь Сам возродит Россию, — пишет Олег Жиганков. — Россиянам же следует не превозноситься возрождением, так как оно не по заслугам их даётся, а по Божией милости и благости. Им следует молиться о своих братьях и сёстрах за рубежом. У Бога везде, во всех странах и церквах есть верные Ему люди, и россиянам не следует забывать об этом. Иначе их так же постигнет болезнь духовной гордыни, как постигла она однажды иудеев.
Пролетарии всех стран так и не смогли объединиться — это была человеческая выдумка, коммунистическая утопия. Но верные Богу христиане, в какой бы стране они ни жили, к какой бы церкви ни принадлежали, непременно соединятся. Речь не идёт об официальном экуменическом движении, во многом контролируемом и направляемом союзом двух сил — папства и США. Подобное административно-политическое единство — такая же утопия, как и единство пролетариата. Подлинное единство христиан не в какой-то централизованной организации, не в едином финансировании, но в вере и любви. Такие христиане едины по духу, и они соединятся, чтобы вместе приготовить путь Господу Иисусу Христу, чтобы прямыми сделать пути Его. «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откровение 22:20, 21).
Наталья Воронина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (223) ноябрь 2015 г.